Интересные факты из истории новой голландии. Новая Голландия: самый маленький и совершенный парк в России Новая голландия площадка

По праву входит остров Новая Голландия. В Санкт-Петербурге на протяжении многих лет эта территория была закрыта для публики. Остров приобрел уникальный облик, в котором объединены черты различных исторических эпох, воплощенных в камне. Новая Голландия в Санкт-Петербурге является шедевром архитектуры. Она построена в раннем классическом русском стиле.

История появления

Новая Голландия в Санкт-Петербурге - искусственный остров. Появился он в 1717 г., после того, как были завершены работы по сооружению на территории между Адмиралтейским и Крюковым каналами, а также рекой Мойкой системы водоотведения. По указанию Петра I на острове выстроили деревянный дом. В нем царь отдыхал, когда совершал поездки в Галерный дворец, располагающийся неподалеку.

Окружающая дом местность напоминала Петру Голландию. Именно поэтому остров и получил свое необычное название. Сам же домик государя стали называть "голландским". Несколько позже вокруг здания были высажены плодовые деревья, а неподалеку выкопали небольших размеров пруд.

Начало строительства на острове

19.02.1731 г. было решено возвести на Новой Голландии склады, в которых должен был храниться корабельный лес. Приказ получил И. К. Коробов, который в те годы занимал должность главного архитектора Адмиралтейства. Летом 1732 г. строительство было начато. Продолжалось оно шесть лет. Уже в 1738 г. по всему периметру острова появилось семь корпусов. Лес, который хранился на складах, применялся Адмиралтейством при Однако уже к 1750 г. все корпуса обветшали и были снесены.

Проектирование новых сооружений

На острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге после сноса ветхих складов решено было построить новые. За проектирование взялся ученик Коробова - С. И. Чевакинский. Уже в 1765 г. появились результаты его работы. Разработанный архитектором проект предусматривал хранение бревен по новейшей «голландской» технологии. Они должны были располагаться стоймя, имея при этом небольшой наклон. Весь складской комплекс вмещал такое количество леса, которое могло быть использовано для строительства пятнадцати кораблей. По периметру корпуса предполагалось расположить каменные строения.

По задумке архитектора, пруд, который выкопали еще при Петре I, должен был превратиться в прямоугольный бассейн. Он становился шире, соединяясь при этом с Крюковым каналом и Мойкой двумя протоками. В результате Новая Голландия получилась разделенной на два острова. Один из них назвали Покровским, а второй - Коломенским.

Для архитектурного оформления комплекса складов на помощь призвали архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота. Зодчий решил избежать серого однообразия зданий. Он выдвинул предложение об обработке фасадов складов крупным рустом. При этом в зданиях устраивались высокие типа.

Строительство новых сооружений

13.04.1765 г. императрицей был утвержден проект возведения сооружений на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге. К строительству немедленно было привлечено четыреста каменщиков. Руководил всеми работами инженер И. К. Герард. Однако случилось непредвиденное: летом 1766 г. Герардом проект был утерян. Об этой пропаже свидетельствует объявление, данное им в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

Знаменитая арка, которая располагается на острове Новая Голландия (СПб) (фото смотрите ниже) строилась в течение восьми лет. Начало возведения относится к 1770 г. Однако оказалось, что построена она была с ошибками. Из-за этого через пять лет арку разобрали, и в 1784 г. отстроили заново. Высота сооружения составляет двадцать три метра, а ширина пролета - чуть более восьми метров. Арка сложена из гранитных блоков, каждый из которых весит около четырех тонн.

Герарда в 1780 г. сменил на посту архитектор М. Вешников. Строительство складов вдоль Мойки было закончено в 1784 г. уже под его руководством. Дальнейшее возведение сооружений шло неравномерно, с перерывами. Со стороны двора склады были надстроены до высоты внешнего фасада в начале 19 в. В 1848-1849 гг. завершилось строительство корпуса, располагающегося на углу Крюкова и Адмиралтейского каналов. Далее стеной обнесли берег острова. Однако сделали это только со стороны Адмиралтейского канала.

Всего на острове было возведено двадцать шесть корпусов, общая длина которых составила двести шестьдесят метров. Высота этих сооружений незаметно увеличивалась при приближении к арке.

Архитектором военного ведомства А. Штаубертом на острове Новая Голландия (Петербург) была спроектирована Морская тюрьма. Данное сооружение построено в 1828 г. Работая над проектом, архитектор именовал свое детище «Башней». За время существования тюрьмы ее название в обиходе постоянно видоизменялось. В результате ее стали в народе называть «Бутылкой». С этим зданием связано и выражение, существующее в русском языке. Когда говорят «Не лезь в бутылку», то подразумевают, что вести себя надо разумно, чтобы не попасть туда, куда не следует.

Новая Голландия - остров, на котором хранился лес. Для применения в строительстве судов этот материал перевозили по Адмиралтейскому каналу к верфи.

Судьба территории после Октябрьской революции

В советский период остров Новая Голландия (СПб) был занят воинскими частями. Продать эту территорию иностранным инвесторам пытались в 1990-х годах. Однако сделки срывались из-за затянувшихся переговоров с военными ведомствами. В начале нынешнего века директором Мариинского театра было выдвинуто предложение о передаче острова в собственность северной столицы.

Деятель искусства планировал разместить на территории Новой Голландии новую сцену. Однако положительнее решение так и не было принято. Только в ноябре 2004 г. остров перешел под юрисдикцию Петербурга.

Исторические факты

Новая Голландия - это место, где звучал зычный голос царя Петра I, когда он распекал своих корабельных мастеров. На этом острове была создана первая в России искровая радиостанция и построена тюрьма по европейскому образцу. В Новой Голландии по инициативе адмирала Макарова, а также ученого Дмитрия Менделеева было положено начало работы единственного в стране научно-исследовательского центра. В его уникальном крытом бассейне проводились работы с моделями судов. На этом же острове Менделеев проводил исследования в лаборатории, существовавшей при морском ведомстве. Ученый работал над разнообразными видами пороха.

Именно с острова Новая Голландия В. Ленин призвал народ совершить революцию. Помнит это место и многие другие тайны, которые для широкой публики были недоступны многие годы.

Сегодняшний день

Территория Новой Голландии, на которой в течение трехсот лет работали русские изобретатели и ученые, только в 2010 г. начала трансформироваться в доступное публике арт-пространство. При этом остров превратился в одну из самых интересных культурных площадок северной столицы.

В настоящее время осуществляется проект «Лето в Новой Голландии». На острове проводятся различные мероприятия. В их перечне выставки и концерты, разнообразные шоу и соревнования. На закрытой в прошлом территории можно посидеть в уютных кафе, посмотреть кинофильмы.

Если местом для отдыха вами выбрана Новая Голландия (СПб), как добраться до нее? Вначале необходимо попасть на Это можно сделать от станций метрополитена «Спасская», «Садовая» или «Сенная площадь». Затем следует передвигаться по набережной Крюкова канала до того места, где он пересекается с Мойкой. Этот путь займет не более двадцати минут.

Планировка острова

Вся территория Новой Голландии на сегодняшний день разделена главной дорогой на две части. Одна из них представляет собой идеальный зеленый газон, площадь которого - пять тысяч квадратных метров. Вторая часть - это галька с установленными старыми морскими контейнерами. В этих импровизированных павильонах готовят еду, выдают спортинвентарь и работают дизайнеры.

Посетители острова имеют возможность поваляться на траве, воспользоваться шезлонгами, которые выдаются бесплатно, и поиграть во фрисби. На специально оборудованном поле тренируются команды по волейболу и мини-футболу. На территории Новой Голландии расставлено множество деревянных скамеек. Настилы и ограждения у воды также сделаны из этого материала. Прямо на газоне имеются каменные ниши, в которых можно разжечь костер. На территории острова работает Wi-Fi, который является бесплатным для посетителей.

Проект «Лавка»

Здесь разбит публичный огород. Уже в первые выходные посетителями было взято в аренду шесть из восемнадцати находящихся на нем грядок. На острове Новая Голландия (СПб) цветы не выращивают. Предпочтение отдают пряным травам, зеленому луку, петрушке и кресс-салату. Планируется по соседству установить парник для перца, помидоров и огурцов.

Часть грядок отдана различным проектам. Например, выращиванием овощей и картошки здесь занимается Дом быта, который является кафе-баром. Есть грядки, принадлежащие журналу «Собака Ру», сети ресторанов «Probka Group» и т. д.

Реконструкция

Культурная программа «Лето в Новой Голландии» затрагивает разнообразные формы самовыражения. В рамках этого проекта с момента открытия острова для публики на территории проводились различные мероприятия, затрагивающие литературную сферу и театр, музыку и дизайн, а также прочие виды искусства.

Интереснейшее место - остров Новая Голландия (СПб). 2014 год ознаменовался началом здесь работ по реконструкции. В связи с этим арт-проекты временно прекращены и посещение территории запрещено. Планируется, что для публики Новая Голландия будет открыта уже в 2015 г.

В западной части Санкт-Петербурга расположен редко демонстрируемый туристам уникальный ансамбль памятников промышленной архитектуры XVIII столетия .

Остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге является единственным из 42 островов территории города, созданный людьми. Более 150 лет доступ на остров был закрыт, но сейчас он стал местом проведения фестивалей культуры и искусства, различных мероприятий и интересных событий.


«Новая Голландия» была основана 21 сентября 1721 года. «Новая Голландия» — единственный рукотворный остров в дельте Невы. Он возник в результате того, что в 1719 между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия легенда приписывает самому Петру Первому. Одновременно с этим Новая Голландия — это первый военный порт России, который был основан по указу Петра I.


Россия в период Северной войны со шведами (1700-1721 гг.) остро нуждалась в морском военном флоте. Для строительства судов 5 ноября 1704 года началось сооружение Адмиралтейской верфи. Для бесперебойной работы верфи следовало поблизости от неё иметь запас подготовленного леса.

Для нужд флота российского

Сразу же после своего основания Санкт-Петербург стал одним из ведущих центров кораблестроения в России. В XVIII веке, когда флот, естественно, был деревянным, на каждый корабль уходило, в среднем, 8 - 10 тысяч стволов; всего же за год судостроительная отрасль столичной промышленности потребляла их до 100 тысяч. По замыслу Петра I корабельный лес из соображений пожарной безопасности должен был храниться на острове, снабжённом системой каналов и бассейнов. Петром было выбрано место на левом берегу реки Мьи (Мойки) недалеко от её устья - места впадения в Неву. После того, как в 1710-х годах были прорыты Крюков и Адмиралтейский каналы (последний был предназначен для сплава корабельного леса в Адмиралтейскую верфь), появился рукотворный остров треугольной формы и площадью 7,8 гектаров.

Стук топоров, запах свежесрубленного леса, скрип корабельных снастей, разноязыкая речь - всё это напоминало Петру любимую им Голландию, где он в своё время обучался кораблестроительному мастерству и где, в Заандаме, до сих пор стоит дом кузнеца Геррита Киста, у которого царь остановился, а перед ним - такой же бронзовый "Царь-плотник", как и на бульваре Адмиралтейской набережной в Петербурге. Отсюда - название острова - "Новая Голландия".

По другой версии, на острове по указанию Петра I был построен деревянный дворец, в котором царь отдыхал при посещении располагающегося рядом Галерного двора. От Адмиралтейства к этой верфи вниз по Неве вела Галерная улица. Окружающая местность напоминала ему Голландию, поэтому дворец стали называть "Голландским домиком", а остров - Новой Голландией. Вокруг дворца были высажены плодовые деревья, для осушения местности выкопали небольшой прямоугольный пруд. Так как островок и берега каналов использовались для хранения корабельного леса, эту территорию вскоре из Дворцовой конторы передали в ведение Адмиралтейств-коллегии.


Первоначально, лес, из которого строились корабли, хранился на складах рядом с Адмиралтейством. Это место называлось Голландией. В 1719 году были вырыты 2 канала между Мойкой и Невой - Адмиралтейский и Крюков. Так образовался рукотворный остров треугольной формы, на который и перенесли склады. По идее Петра этот остров стали называть Новой Голландией.


После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров, а сам остров получил название «Новая Голландия». Одновременно с этим «Новая Голландия» — это первый военный порт России, который был основан по указу Петра I. Также территория Новой Голландии использовалась под склады, тюрьму и здания для воинских частей. Основной архитектурный комплекс острова, площадь которого составляет чуть менее 8 гектаров, был возведен в 1765-1780 годах.


В петровские времена на острове появился пруд правильной формы. Многие исследователи полагают, что там находился небольшой дворец императора. Окончательно остров сформировался к 30-м годам XVIII века. В 1730-х годах здесь построили деревянные склады для сушки и хранения корабельного леса. В середине XVIII века было принято решение возвести на месте деревянных сараев каменные сооружения.


В 1765 - 1780 годах, вместо сооружённых ещё в петровские времена по проекту Ивана Кузьмича Коробова старых складов и бараков, по периметру Новой Голландии были возведены сохранившиеся до наших дней складские здания из неоштукатуренного красного кирпича разной высоты. В основу складского комплекса, окружающего остров по периметру, был положен проект выдающегося мастера елизаветинского барокко Саввы Чевакинского: ему, в частности, принадлежала новаторская идея сушить лес стоймя, а не в штабелях, что предохраняло дерево от гниения, отсюда и оригинальная, авангардная для XVIII века конструкция зданий. Таким образом, мастерам не нужно было в поисках бревна требуемой длины перебирать весь штабель.


Проект каменных складов, предназначенных для хранения судостроительных материалов и инструментов, разработал знаменитый архитектор-классицист Жан Батист Валлен-Деламот. Молва утверждала, что главный руководитель строительства складов, подполковник И. де Герард, потерял проект зодчего в начале работы. Сообщить об этом высшему начальству и, тем более, самому автору проекта, он побоялся и был вынужден строить все здания по памяти. Как ни странно, ему это удалось — во всяком случае, увидев готовые строения, Вален-Деламот не высказал никакого недовольства

Отделку фасадов поручили также Ж. Б. Валлен-Деламот. В 1779 - 1787 годах им спроектирована и самая известная часть ансамбля - переброшенная над входом в канал, соединяюща два корпуса, расположенных вдоль Мойки, гигантская кирпичная арка с тосканскими колоннами. Под аркой проходит канал, проложенный между Мойкой и бассейном-гаванью (ковш) в центре острова.


Постройка известна тосканскими колоннами и выделяется сочетанием красного кирпича и тесаного гранита. Высота арки - 23 метра, ширина пролета - немногим более 8 метров.


Его берега облицованы гранитом, а массивные кирпичные пилоны арки упираются в мощный цоколь из блоков красновато-серого гранита. Колонны собраны из множества небольших гранитных блоков, а монументальность сооружения подчеркивается тонкой и рельефной проработкой деталей.
Внешне арка отдаленно напоминает грандиозные древнеримские триумфальные арки, но при этом является олицетворением типично петербургского пейзажа: над загадочной темной водной гладью канала выделяется строгий силуэт в стиле классицизма. Занимавшиеся исследованием петербургской архитектуры искусствоведы называли ее «»одной из самых вдохновенных архитектурных затей, сохранившихся от старого Петербурга»

В XIX веке были построены здание морской тюрьмы (Арестантская башня), кузница, опытовый бассейн. В 19 веке (1828 г.) по проекту военного архитектора Александра Штауберта была построена Морская тюрьма (Арестантская башня) , форма которой напоминала башню. Но в народе ее быстро окрестили бутылкой. Отсюда и пошло выражение «Не лезь в бутылку».


Тюрьма стала «первой в России, построенной на началах правильной пенитенциарной системы, принятой в лучших тюрьмах европейских государств». Камеры здесь были устроены так, что заключенные могли в них только спать, а в дневное время они работали, получали оплату и осваивали новые профессии. Считается, что здание выстроено по образцу тюрьмы в английском Осборне. Первый этаж "башни" был занят тюремной охраной, арестантской кухней, пекарней и кладовыми. На втором и третьем этажах были камеры, рассчитанные на размещение 250 заключенных на каждом этаже.


21 февраля 1831 года в здании морской тюрьмы была освящена церковь рассчитанная на 100 человек.

Иконостас был выполнен на парусине, из различных кораблей для храма было собрано большое количество старинных икон и серебряная утварь для храма.
В 1858 - 1864 годах церковь была приписана к Адмиралтейскому собору. Но после ремонта и повторного освящения 27 декабря 1864 года храм снова стал тюремным. В нём был сделан новый одноярусный иконостас белого цвета с позолотой.
В начале 1916 года, после перестройки второго, этажа тюрьмы, на котором находилась церковь, она была значительно уменьшена, а 22 августа при настоятле отце Василии Васильевиче Мудролюбове управление военного порта временно закрыло ее, заняв помещение для своих нужд.
В 1918 церковь была окончательно закрыта коммунистической властью, а в феврале следующего года полностью ликвидирована.

Рядом с Арестанской башней в середине XIX века по проекту военного инженера Пасыпкина выстроили кирпичную кузницу. А в конце 19 века, в 1893 году, в северной части острова был устроен опытовый бассейн для испытания судов, в котором проводил эксперименты выдающийся кораблестроитель Алексей Крылов, работавший над теорией непотопляемости судов, в том числе и крейсера "Аврора".

В годы Первой мировой войны близ Крюкова канала в отдельной постройке разместилась радиостанция морского штаба , вошедшая в историю благодаря тому, что 25 октября (7 ноября) 1917 года она передала радиограмму "Всем, всем, всем!" о приходе к власти большевиков, а 26 - 31 октября координировала действия по подавлению "контрреволюционного мятежа" А.Ф.Керенского и П.Н.Краснова.

Искровая радиостанция с вращающимся разрядником была построена фирмой "Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов" (РОБТиТ) по системе Семена Моисеевича Айзенштейна. Это была самая мощная на тот момент в России радиостанция морского штаба.

В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на ее территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы. В XХ веке в опытовом бассейне было произведено первое тестирование русских подводных лодок, линкоров и линейных кораблей. Берега каналов вокруг Новой Голландии сильно заросли сначала бурьяном и кустарниками, а потом и деревьями, но они не расчищались, видимо для дополнительной" маскировки" закрытого объекта от глаз туристов и просто любопытных. В летнее время Новая Голландия производила впечатление огромного беспорядочного куста зелени.


Сейчас там насчитывается 26 зданий общей площадью 68 тысяч квадратных метров, большая часть которых считается ценными памятниками промышленной архитектуры XVIII века, некоторые находятся под защитой государства и ЮНЕСКО (три корпуса лесных складов, Арестантская башня, кузница, Галерный ковш, оба канала).


История восстановления

12 декабря 2004 года все занимаемые военными объекты были переданы городу и городские власти объявили, что ансамбль Новой Голландии будет выставлен на конкурс на лучшее архитектурное решение и лучший проект использования помещений комплекса.

24 декабря 2004 в „Новой Голландии“ произошел пожар, уничтоживший часть строений (выгорело около 3 тыс.м² складов). Пожар нанес историческому острову серьёзный урон: большинство построек Новой Голландии пришло в плачевное состояние.

В 2006 году в конкурсе на реконструкцию «Новой Голландии» победило ООО «СТ «Новая Голландия». По их заказу архитектурное бюро Нормана Фостера разработало проект создания многофункционального комплекса, включающий театры, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Однако проект не осуществился.

В 2010 году конкурс на реконструкцию «Новой Голландии» выиграла компания Романа Абрамовича. Согласно условиям выигранного тендера за 7 лет компания должна вложить в реконструкцию Новой Голландии 12 миллиардов рублей.

Весной 2011 года компания ООО «Новая Голландия Девелопмент», совместно с Фондом «Айрис» и The Architecture Foundation, объявила о начале конкурса архитектурных проектов для острова.


6 июля 2011 года впервые почти за 300 лет Новая Голландия открылась для посетителей. На острове по инициативе различных владельцев и по самым разным проектам неоднократно начинались реставрационные и псевдореставрационные работы, в ходе которых были снесены и ценные постройки, в частности, историческая радиостанция.


Превращение архитектурного ансамбля и памятника истории в объект коммерческой и развлекательной недвижимости принесло потери и архитектурные, и исторические. В результате подготовки к реализации проекта в августе-сентябре 2006 года были уничтожены все строения ансамбля кроме тех, что официально числились памятниками культуры. Среди утраченного упомянутый выше Крыловский опытовый бассейн, лаборатория, в которой работал Д. И. Менделеев и оборудованная в годы Первой мировой войны радиостанция, сыгравшая важную роль в информационной войне, которую вели в октябре 1917 года большевики с генералом П. Н. Красновым.

Остров Новая Голландия, обычно ускользающий от взоров приезжих туристов, имеет все шансы в скором времени превратиться в самую настоящую туристическую Мекку. Во-первых, на нём сохранилось множество достойных внимания памятников архитектуры. Во-вторых, территория острова обещает стать одной из самых экологичных в Санкт-Петербурге. Как стало известно из недавней презентации проекта реновации острова, на нём не будет даже автомобильных парковок.


Открываться для посетителей остров «Новая Голландия» будет постепенно, вплоть до окончания 2025 года. А до этого момента ряд зон острова будут закрыты. Так здание бывшей морской тюрьмы «Бутылка» будет сдано в эксплуатацию в начале 2017 года, превратившись из тюрьмы в кафе, лавки, магазины, балетные студии, детские досуговые, учебные и культурные классы.На последующих этапах планируется накрыть куполом двор круглой Арестантской башни, устроить открытый бассейн и посадить новую липовую аллею вдоль Адмиралтейского канала. Кроме того, планируется построить три новых моста через Крюков канал. Пешеходный, ближе к Мойке, должен вести горожан к новой станции метро «Театральная» у Мариинского театра, которая откроется в 2018 году.


ПОЧЕМУ СИМВОЛ ОСТРОВА ― ЧАЙКА?


Чайку придумал московский художник Дмитрий Пантюшин, над которым в день приезда на Новую Голландию кружились эти самые птицы. Сначала чайка появилась на вывеске временного кафе "Новая Голландия", а потом и вовсе осталась жить на острове. Здесь она встретит гостей всюду: на входе, на канализационных люках, столбах фонарей.

В последние выходные августа в Петербурге состоялось большое событие - после трехлетней реконструкции для посетителей вновь открыли Новую Голландию - остров, преобразованный в общественное пространство, центр притяжения, эдакий meeting point городского масштаба. С 2013 года Новая Голландия сильно изменилась. Чтобы оценить масштаб перемен и их характер, в один из вечеров две недели назад я выбрался на остров и сделал несколько десятков фотографий.

Сказать, что я был впечатлен обновленной Новой Голландией - ничего не сказать. Остров изменился кардинально и в лучшую сторону. После полуторачасовой прогулки я уходил с мыслью о том, что теперь это лучшее пространство для прогулок и культурного времяпрепровождения во всей стране. Понимаю, звучит громко - но в том числе поэтому написал эту заметку я не сразу - все ждал как первые впечатления улягутся, восторг утихнет. Но нет. Сейчас, пересматривая фотографии к посту перед публикацией, я будто заново прогуливаюсь по Новой Голландии, и восхищение островом ослабевать и не думает. Даже на фоне таких сильных конкурентов как Крымская набережная и Парк Горького в Москве, которые сумели уже стать практически брендом, эталоном качественного городского проекта в масштабах России, Новая Голландия с легкостью выбивается в лидеры - это место, которое влюбляет в себя с первой минуты, куда хочется возвращаться еще и еще.

Но начнем, пожалуй, с истории Новой Голландии - откуда она взялась, и почему такое красивое название.

Новая Голландия - остров рукотворный. Появился он в 1719 году в результате прорытия Крюкова и Адмиралтейского канала от реки Мойки. Первое время все постройки были деревянные. Кирпичный архитектурный комплекс, сохранившийся до наших времен, был построен чуть позже, в 1765-1780 годах. Большую часть истории своего существования Новая Голландия использовалась как промышленный и военный объект. Сначала здесь были склады Галерной верфи и первый в Российской империи военно-морской порт. Затем в разные годы на территории острова появилась морская тюрьма (кольцеообразное здание, сохранившееся до наших дней, иначе называемое "бутылка" ), кузница, бассейн для опытов, в котором русский ученый и кораблестроитель А.Н. Крылов проводил свои эксперименты по созданию непотопляемого судна в начале ХХ века. На Новой Голландии была лаборатория, в которой работал сам Менделеев, а также самая мощная в России на времена Первой Мировой Войны радиостанция. Чуть позже большевики использовали ее для объявления своей победы в 1917-м, а затем для трансляции пропаганды войскам генерала Краснова.

Практически все триста лет своего существования остров оставался закрытой зоной, на которую могли попасть лишь обладатели специальных пропусков. В начале 2000-х город решил наконец изменить значение Новой Голландии. Ставку сделали на организацию нового культурного пространства, которое стало бы точкой притяжения для жителей всего Петербурга. Концепцию обновленной Новой Голландии разрабатывали известнейшие на весь мир архитекторские бюро - в конечном итоге она даже завоевала первое место на в категории "Коммерческая и развлекательная недвижимость" на выставке MIPIM в Каннах.

В начале 2010-х остров открыли, предварительно выполнив снос некоторых домов и организовав огромную лужайку посреди острова. Первые два или три лета в своем новом облике Новая Голландия пользовалась бешеной популярностью - благодаря мероприятиям, которые там проходили, фермерскому рынку, авторским кафе с трендовой едой и, конечно, атмосфере. Затем остров вновь закрыли на долгие три года, чтобы в конце концов, в последние летние выходные 2016-го пригласить гостей на Новую Голландию, максимально приведенную в соответствии с новой концепцией - уютнейший парк с набережной, устеленной газоном, на которой так приятно разлечься, с киосками с качественной уличной едой и известными брендами, с павильоном с современным искусством, и некоторыми историческими зданиями, по большей части отреставрированными, открытие которых на подходе.

1. Новая Голландия находится недалеко от Исаакиевского собора и Мариинского театра, ближайший ориентир - Благовещенский мост. Здесь пока нет метро, но добраться достаточно легко на троллейбусе 5 до остановки "Площадь Труда".

2. Весь остров пока еще до конца не восстановили: с некоторых сторон он по-прежнему окружен зарослями растений и деревьев.

3. Старинные складские помещения, которым уже более 235 лет, пока еще закрыты для посещений. Но изменения налицо - все окна закрыты новыми элегантными ставнями. Защитники городской исторической застройки ликуют: в кои-то веки заброшенные дома реставрируют, приспосабливают под новые реалии, а не бездушно сносят. В этих старых складах разместятся галереи, выставочные залы, магазины и рестораны. Их должны открыть для посетителей Новой Голландии в ближайшие годы.

4. Эти набережные тоже отремонтируют, и по ним можно будет гулять.

5. Берега, граничащие с Новой Голландией.

6. У острова появились свой логотип и символика. Чайку, символизирующую Новую Голландию, видишь уже на подходе, в одном из заделанных ставнями окон. Сейчас отреставрированы и открыты для посещений центральная и северная части острова.

7. Со стороны Новая Голландия теперь выглядит сильно иначе. Вместо забора у канала - аккуратный газон, на котором может посидеть любой желающий. Сразу на высоком берегу обустроен бульвар, по обоим сторонам которого размещены павильоны галереи и кафе с уличной едой. Над водой прокинули с десяток гирлянд со светящимися лампочками. Первые впечатления - самые положительные.

8. Раньше Новая Голландия по сути представляла из себя большую лужайку - теперь это настоящий парк. Со стороны выглядит совершенно по-другому.

9. На острове появилось много стилизованных беседок.

10. Посетители - в основном, молодежь. Частенько колоритная, необычная. Пока шел ко входу, заметил вот таких ребят, отдыхающих на набережной: у одного нечто, напоминающее здоровенную трембиту (гуцульский национальный инструмент), другой - выдувает клубы дыма своей электронной сигареты. Атмосфера - релакс.

11. Внешне Новая Голландия теперь выглядит совсем иначе. После частых посещений острова в 2012-2013, чувствуешь, вроде бы знакомое место, что-то узнаешь - тем не менее, ощущение того, что это нечто совершенно новое, что здесь ты никогда не бывал, пересиливает.

12. Вход на остров один - через отдельный мост с набережной Адмиралтейского канала.

13. Весь парк визуально - максимально открытый, просматриваемых, никаких барьеров. Это заметное улучшение в сравнении с тем, что было раньше. Вход бесплатный, но, тем не менее, каждого посетителя здесь досматривают. Если присмотреться к следующему фото повнимательнее, вы заметите слева сторожевую будку и металлоискатели. Рядом с ними стоят охранники и проводят досмотр. Любопытная особенность: помимо оружия, бомб, колющего и режущего, на остров запрещено проносить... любую еду и воду! Для тех, кто ранее бывал на Новой Голландии - это не сюрприз. Но если вы собрались на остров впервые - стоит взять себе на заметку, чтобы не разочароваться и не удивляться после соответствующего требования охранника. Если у вас с собой будет обнаружена еда или вода - их попросят оставить при входе. Когда вы будете покидать остров, свои припасы можно забрать. Насколько понимаю, так сделали для того, чтобы повысить продажи расквартированных в Новой Голландии владельцев киосков, магазинов и ресторанов, ну и, в целом, стимулировать гостей тратить деньги на территории парка. Все ведь мы понимаем, что в таком прекрасном состоянии парк просто так существовать не может - на поддержание красоты и дальнейшее развитие нужны средства. И мы же не хотим, чтобы вход сделали платным? Исходя из этого, надеюсь, никто из вас в штыки не воспримет такую особенность.

14. Дальняя часть острова, выходящая к реке Мойке, пока в стадии реконструкции - доступ туда ограничен. Тем не менее, кое-что уже сделано, готово - можно посмотреть со стороны и представить, каким станет остров в ближайшее время.

15. На закрытую часть пока особенно заглядываться не будем - ведь на острова еще так много крутого и уже доступного для посетителя!

16. Очень крутая архитектура, расположенных на территории Новой Голландии зданий! А если одних красивых видов вам мало - здесь обещают регулярно проводить разного рода крутые мероприятия. Правда, во время моего визита стенд с расписанием пустовал, увы. Может сейчас уже появился?

17. Реновированная Новая Голландия сейчас чертовски напоминает такой идеалистический, уютный и ламповый парк европейского города из двадцатых-тридцатых - во всяком случае, у меня была такой первая ассоциация. Аналогия произошла благодаря уютным аллеям, деревянным киоскам, теплому свету ламп накаливания. Вот так, например, выглядит информационный киоск.

18. С велосипедом на остров охрана пустит, но кататься здесь не получится (да и зачем?). Недалеко от входа расположена большая велопарковка.

19.

20. Главная аллея для прогулок - это просто вау! Невероятно красивая и романтичная, широкая, с большим количеством скамеек... Отличное место, чтобы назначить встречу или свидание. А какая здесь публика! Красивые и стильные люди, от их разговоров аж на сердце тепло: компания на ближней со следующего фото лавочки рассуждала на тему того, что же семья Андервудов предпримет в следующем сезоне "Карточного домика", чуть позже услышал разговор других прогуливающихся об успехах Илона Маска. Чувствуешь себя по-настоящему в культурной столице:)

21.

22. На острове очень крутой signage ! Вот, например, весело изложенные правила для посетителей и карта Новой Голландии. В цвете - те территории и здания, которые уже доступны или станут доступными в ближайшие месяцы. Схематично, белым и черным, отображены пакгаузы, бывшие склады, реконструкция которых закончится в 2018 или позже.

23. Выставочный павильон. Это первое в Петербурге представительство .

24. Места внутри не так уж много - но в дальнейшем музей будет расширять свое присутствие на Новой Голландии - по мере завершения реставрации зданий.

25. Заглянем внутрь, но заходить в этот раз не будем.

26.

27.

28. Я был на Новой Голландии вечером 1 сентября - в этот день там проводился фестиваль под названием "День бесполезных знаний".

29. Главный бульвар для прогулок. Большая часть с таким модным в Петербурге покрытием из асфальтной крошки, проход поменьше вымощен брусчаткой. Парк из 20-30-х, говорю же вам!

30. К остову корабля из дерева, который вы можете разглядеть на следующем фото, мы еще вернемся. Это, если что, детская площадка. Да-да:)

31. Очень красиво и уютно!

32. На территории острова - несколько киосков с первоклассной уличной едой. Кофе и бургеры как самый трендовый в Петербурге стрит-фуд, конечно, представлены.

33. Несмотря на то, что "Новая Голландия" - это историческое название острова, данное столетия назад основателем города - Петром Великим, современные девелоперы, кажется, решили все же довести и внешнее сходство своего культурного пространства с Голландией. Мне кажется, у них скорее получилось.

34. Шалаш установлен, вроде как, тоже в рамках мероприятий, посвященных Первому Сентября - и послужил как нельзя кстати посетителям острова из-за дождливой погоды в этот день.

35. Главное достоинство Новой Голландии - то, за что остров так полюбился многим в прежние годы, когда сюда уже пускали посетителей - огромный зеленый газон - оставили и даже улучшили! Ура!

36. На газоне расставили большое количество стульчиков. Очень в тему этим холодным летом - на них куда комфортнее проводить время чем на стылой и влажной земле.

37.

38. Простенькая сцена прямо посреди лужайки, которая к моему приходу использовалась уже лишь как декорация для сэлфи.

39. На заднем плане - новая сцена, которая в точности повторяет сцену сестрорецкого курорта (тут же, под Петербургом), которая была разрушена во время Второй Мировой.

40.

41.

42.

43. Уже сегодня, прогуливаясь по Новой Голландии, можно понять, что это будет выдающееся место для встреч и времяпрепровождения, которое будут ставить в пример не только в России - но и во всем мире. Здесь будет настоящим удовольствием провести весь день: ведь здесь красиво, здесь есть масса интересного, здесь ты словно в гостях в соседней стране - и организаторы создают все условия для того, чтобы ты нашел все, что хочешь, а уходить тебе не хотелось до самого закрытия острова.

44.

45. Двуязычные указатели. Красивый шрифт, элегантное исполнение.

46. Собственная набережная. В дальнейшем сюда можно будет заплыть на лодке или небольшой яхте - эта гавань связана с системой каналов Петербурга.

47.

48.

49. Не все работы по обустройству острова еще закончились - по-прежнему, некоторые детали еще доделываются, практически круглосуточно ведутся работы по благоустройству закрытых пока территорий: ближе к часу закрытия острова сюда начали подъезжать здоровенные фуры со стройматериалами, ремонтников и строителей стало как-будто больше вокруг.

50.

51.

52.

53.

54.

55. Остов корабля - уменьшенная на 20% копия фрегата "Петр и Павел", который строил сам Петр Первый в Голландии. Его сделали как одну из основных составляющих детской площадки. Внутри - целая система ходов, разного рода интересных устройств. Любой ребенок может полазить внутри, поискать штурвал, представить себя юным Петром Первым перед самым основанием Санкт-Петербурга. Кстати, взрослых на фрегат тоже пускают - более того, детей до 12 лет строго рекомендуется сопровождать.

56.

57. Места для ожидания рядом с фрегатом.

58. Информационный стенд.

59.

60. Крутейшее благоустройство!

61. Здание Кузни, которое должно совсем скоро открыть свои двери для посетителей.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68. Монтаж какой-то магической штуки - она мелодично звенит от ветра.

69.

70. Киоск кофейни и пекарни "Волконский".

71. Детям для творчества.

72. Место для игры в петанк. Если вы бывали в сквере у Храма святого Семейства в Барселоне - то прекрасно знаете, что это за игра:)

73. Забором отгорожена часть острова, где пока продолжается реконструкция.

74. Невозможно побывать в Новой Голландии и не посидеть на газоне, которым устелили холм на берегу Адмиралтейского канала!

75. Охранники в крутой форме - прямо американские военные:)

76. Время было уже ближе к десяти вечера, пора было покидать остров. На прощание я еще раз обогнул Новую Голландию со всех сторон, и сделал несколько вечерних снимков.

77. Эту набережную, выходящую к реке Мойка, пока еще реконструируют - но, судя по состоянию, вполне вероятно, что откроют для посетителей в ближайшие месяцы.

78. Вернулся обратно к Адмиралтейскому каналу, с которого и организован вход.

Новая Голландия - очень крутое место. Я бы даже сказал, сейчас оно чертовски близко к тому, чтобы стать лучшим общественным пространством в России. Великолепный парк в духе 20-30-х, набережные и каналы, огромная лужайка, киоски с едой, павильон с выставками современного искусства, ретро-сцена, с которой обещают давать регулярные концерты находящихся на взлете групп - уже с этим набором остров становится едва ли не лучшим местом для того, чтобы провести выходной. После открытия зданий Кузни и Бутылки (бывшая морская тюрьма), а затем оставшихся старинных складов, которые переформатируют в галереи, кафе, рестораны, парикмахерские и магазины, Новая Голландия станет выдающимся примером, если даже не эталоном нового общественного пространства в сердце мегаполиса - что-то типа "High Line Park" на юго-западе Манхэттена, "Market Hall " в голландском Роттердаме или "Мануфактуры " в польском Лодзе.

Ах да, и самое главное! Теперь обновленная Новая Голландия не закрывается на зимний сезон! На остров отныне можно попасть в любое время года, каждый день, с понедельника по четверг с 11 до 22, в пятницу, субботу и воскресенье - с 11 до 23. Примите к сведению, что вход на остров закрывается за полчаса до окончания времени работы парка!

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В Новую Голландию я мечтала попасть давно. Это место притягивало меня своей историей и красотой промышленной архитектуры второй половины XVIII века. Долгое время она была закрытой от посторонних глаз. Сейчас здесь ведется реконструкция, а часть территории уже открыта для посещения.

Панорама Новой Голландии: сад-огород, детская площадка с макетом фрегата «Петр и Павел» и Гаванец

Во многих городах сохранились старинные промышленные здания. Большинство из них были построены в конце XIX — начале XX века. Долгое время они использовались по своему прямому назначению: в них располагались производственные цехи, склады. В наши дни необходимость в них отпала: производства либо закрылись, либо переносятся на современные площади.

Те объекты, которые представляют интерес с исторической и архитектурной точки зрения, перестраиваются и модернизируются: в них создаются деловые и развлекательные центры, жилые апартаменты. За рубежом подобная практика существует уже давно. С недавних пор подобные проекты стали реализовываться и в нашей стране, например, «Красный Октябрь», «Винзавод», «Фабрика Станиславского» и другие комплексы в Москве.

Перед архитекторами и дизайнерами во всех подобных случаях стоит непростая задача: вдохнуть новую жизнь в старые стены. Безусловно, это вызов. А Новая Голландия со своей славной историей — вызов вдвойне.

Корпуса Лесных складов в Новой Голландии вдоль Крюкова канала

История Новой Голландии

Новая Голландия — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма, один из старейших, если не старейший, в нашей стране.

Новая Голландия представляет собой два рукотворных острова в дельте Невы, ограниченные Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. В 1719 году сюда были перенесены склады корабельного леса, прежде располагавшиеся около Адмиралтейства. Для этих целей были прорыты два канала (Крюков и Адмиралтейский), сеть бассейнов внутри, возведены сараи, где помимо корабельного леса хранились инструменты и приспособления для строительства и ремонта судов.

Лесной склад — корпус 12,12А со стороны Крюкова канала

В 1765-1780 годах сооружения Новой Голландии были перестроены в камне в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского (1709 или 1713-между 1772-1780). Затем работы возглавил французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800). Ему принадлежит создание самого, пожалуй, запоминающегося символа Новой Голландии — 23-метровой арки, переброшенной через канал, соединяющей Мойку с внутренним водоемом.

Строительство на территории Новой Голландии продолжилось в XIX веке. По проекту архитектора Александра Егоровича Штауберта (1780-1843) было возведено здание морской тюрьмы («Арестантская башня», «бутылка»). В середине XIX века по проекту военного инженера Михаила Пасыпкина на месте старой кузни, заложенной еще Петром I, была построена Петровская кузница.

В начале XX века в опытовом бассейне (утрачен в начале 2000-х годов) русский кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов (1863-1945) проводил испытания, связанные с теорией плавучести корабля. В годы Первой мировой войны на территории Новой Голландии была оборудована самая мощная в России на тот момент радиостанция морского штаба.

В советские годы на территории Новой Голландии находились склады Ленинградской военно-морской базы. Однако еще в 1970-х годах появились проекты превращения острова в культурный центр.

Реконструкция Новой Голландии в XXI веке

Лишь в 2004 году остров был передан городу и объявлен тендер на лучший проект использования комплекса. Но проекты, в том числе и победивший британского архитектора Нормана Фостера, так и не были реализованы. В 2008 году строительство и вовсе было заморожено.

По итогам архитектурного конкурса «Новые идеи для Новой Голландии», объявленного в январе 2011 года, победил проект американского архитектурного бюро WorkAC. Перед архитекторами, осуществляющими реконструкцию комплекса Новой Голландии, стояла непростая задача:

Новая Голландия должна стать «городом в городе». На острове планируется открытие культурных центров, театров, музеев и выставочных залов, образовательных учреждений и научных лабораторий. Каждый из этих «якорей» будет дополнен серьезной коммерческой инфраструктурой, включая офисные пространства, резиденции и гостиницы. — с сайта «Новой Голландии»

Первый этап реставрации был завершен в августе 2016 года.

Прогулка по Новой Голландии

Рядом с Новой Голландией со стороны Крюкова канала находятся Крюковские (Морские) казармы, где ныне размещается , прежде располагавшийся в здании Биржи на Васильевском острове. Именно отсюда мы начали свою прогулку в сторону Новой Голландии.

Крюковские (Морские) казармы, ныне — Центральный военно-морской музей

Набережная Адмиралтейского канала застроена роскошными домами.

В большом окне Лесного склада на углу между Крюковским и Адмиралтейским каналами красуется чайка — эмблема нынешней «Новой Голландии».

Лесной склад (корпус 12,12А) и эмблема Новой Голландии

Со стороны Адмиралтейского канала открывается панорама парка в центре острова. Согласно первоначальному проекту, эта территория должна была быть застроена. Однако затем от этой идеи отказались.

Благодаря успеху временных программ было принято решение отказаться от первоначальной идеи застройки пустующей территории и организовать городской парк с современной и удобной инфраструктурой, где все и каждый может найти себе занятие и место. Остров по-прежнему будет площадкой для проведения культурных программ и больших городских проектов, часто предложенных и организованных самими жителями города. За короткий период существования летних программ стало понятно, что такая площадка жизненно необходима городу, в связи с чем процесс реставрации и запуска проекта было решено разделить на этапы, для того чтобы вести реставрационные работы, не препятствуя работе парка. — с сайта «Новой Голландии»

Парк в Новой Голландии, вид со стороны Адмиралтейского канала

Вход на остров находится со стороны Адмиралтейского канала, ближе к Мойке. Через Адмиралтейский канал переброшен мост. Первоначально он назывался Чугунным , по материалу, из которого был сделан. Существующий ныне мост сооружен в 1958-1959 годах и носит название «2-й мост Круштейна».

Вид в сторону Храповицкого моста и набережной Мойки

Вход на территорию Новой Голландии бесплатный. Однако надо пройти через рамки металлоискателей. Как я уже писала выше, на части территории еще ведутся реставрационные работы, поэтому доступ посетителей туда ограничен. На схеме Новой Голландии можно увидеть основные объекты для посещения.

Карта острова «Новая Голландия»

Хорошо, что можно просто лечь, сесть, что-то съесть и поболтать. Но на Острове можно еще и…

…В Инфоцентре - взять напрокат фрисби, шашки и шахматы, снаряжение для пинг-понга, петанка или бадминтона. Взять и поиграть.

…Научиться чему-то: рисовать на холсте, сесть в сиддхасану или на шпагат, выучить английский язык, отрепетировать пару па из сальсы - все это можно сделать на Острове на открытых мастер-классах.

…В парке работают киоски с едой. К еде полагается посуда, которую после еды полагается выбросить в урну. — с сайта «Новой Голландии»

Напротив входа посетителей встречает огромное кирпичное здание круглой формы, с внутренним двором внутри. Это бывшая морская тюрьма под названием «Арестантская башня» , построенная в 1828-1829 годах по проекту архитектора А.Е.Штауберта. За свою форму тюрьма получила прозвище «бутылка» . Считается, что отсюда пошло знаменитое выражение «не лезть в бутылку» .

Здание бывшей тюрьмы «Арестантская башня» («Бутылка»)

«Бутылка» и Петровская кузница (Кузня)

Новая Голландия позиционирует себя как место для проведения досуга. К сожалению, из-за дождя и забытого в машине зонтика значительную часть времени нам пришлось прятаться под крытым навесом ресторана, расположенного в здании «Кузни». Впрочем, еда была вкусная, а вид на территорию — бесподобный.

А вообще, если верить сайту «Новой Голландии», тут можно найти массу развлечений: посетить различные курсы, купить необычные предметы, почистить перышки в салонах красоты, заняться спортом, просто почитать книгу, сидя в кресле на зеленой лужайке. Зимой в Гаванце заливают каток.

Обращает на себя внимание детская площадка «Фрегат» . Это копия голландской верфи, где строился фрегат «Петр и Павел», 80% от натуральной величины. Каркас фрегата имеет весьма внушительные размеры: 26 метров длиной и 6 метров высотой. И да, по нему можно лазить.

Детская площадка «Фрегат»

Макет фрегата «Петр и Павел»

На мой взгляд, Новая Голландия заслуживает того, чтобы её посетить. Даже если вы не очень любите всякие развлечения.

Информация для посетителей:

Адрес Новой Голландии: 190000, Санкт-Петербург, Набережная Адмиралтейского канала,2

Ближайшие станции метро: Адмиралтейская (1,9 км), Сенная Площадь (2,4 км), Невский проспект (2,7 км).

Часы работы:

  • понедельник-четверг: 09:00–22:00
  • пятница-воскресенье: 09:00–23:00

Вход свободный, комплекс закрывается за полчаса до окончания рабочего времени острова.

Сайт: www.newhollandsp.ru

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Дельта Невы, где расположен Санкт-Петербург, представляет собой множество островов, разделенных протоками, впадающими в Большую Неву речками и искусственными каналами. Поэтому сколько на территории города островов, сказать сложно. Лет 150 назад их было более сотни, а сейчас по разным данным насчитывается от 33 до 42.

Наряду с естественными островами, имелись и искусственные, образовавшиеся после прокладки каналов. В настоящее время единственный рукотворный остров – Новая Голландия – считается одним из самых загадочных мест в Петербурге.


Рождение Новой Голландии

Если посмотреть на карту города, то можно увидеть треугольный остров в Адмиралтейском районе. Точнее, это даже два острова, разделенных Ново-Голландским каналом. Правильная форма не оставляет сомнения в искусственном происхождении Новой Голландии, хотя она-то как раз, скорее всего, случайность.

В 1719 году бригада подрядчика Семена Крюкова рыла канал от реки Мойки до Невы. Он предназначался для сплава по нему леса на верфи Адмиралтейства и перевозки других строительных материалов. В настоящее время Крюков канал длиннее, но участок от Мойки до Фонтанки появился в 30-х годах XIX века, а в 40-х засыпали часть от Адмиралтейского канала до Невы.

В процессе прокладки Крюкова канала и образовался треугольный кусок суши, на который в 20-х годах XVIII века были перенесены склады Адмиралтейства.

Петру I это место напоминало Голландию, и рукотворный остров получил соответствующее название. Первоначально здесь располагались не только склады и мастерские, но и место отдыха государя. По его приказу в центре острова выкопали пруд и построили небольшой деревянный «дворец» - «Голландский домик», вокруг которого посадили плодовые деревья.

В 1721 году согласно указу Петра I на острове был основан военный порт, первый России. Позднее появились две протоки (от Мойки и от Крюкова канала), заканчивающиеся в «Ковше» - центральном пруду Новой Голландии. Долгое время попасть внутрь острова можно было только по этим водным магистралям, и простых обывателей туда не пускали. Вот и распространялись по городу различные, порой невероятные слухи о тайнах, скрытых за высокими кирпичными стенами пакгаузов.


Архитектура рукотворного острова

Впрочем, при Петре I все постройки Новой Голландии были деревянными, а кирпичные здания здесь начали возводить в середине XVIII века, тогда же появился и канал, разделивший остров на две части.

Новые склады, взамен обветшавших, построили по проекту Саввы Ивановича Чевакинского из красного кирпича без традиционной для того времени отделки штукатуркой. Это придало зданиям мрачный и таинственный вид, что еще больше усилило загадочность острова.

Новая Голландия всегда была территорией военных, даже тюрьма, построенная на острове в 1829 году, принадлежала Военному ведомству. Круглое строение сначала именовали «Башней», а затем за ним закрепилось название «Бутылка».

Среди мрачных и даже зловещих архитектурных сооружений Новой Голландии особое внимание привлекает величественная арка, проект которой сделал архитектор Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот. Арка перекинута через Ново-Голландский канал и обрамляет вход на остров со стороны Мойки. Необычное сочетание красного кирпича и гранита и гигантские серые колонны создают впечатление средневекового замка. Глядя на арку сложно поверить, что за ней вход в обычные армейские склады.

Мистически и романтически настроенные жители Санкт-Петербурга в это и не верили.


Тайна Новой Голландии

Слухи и мифы о Новой Голландии ходили в Петербурге самые разнообразные, причем в равной степени и во времена Российской империи, и в период Советского Союза. Мрачные кирпичные стены острова не могли не хранить зловещие тайны, которые так хотелось узнать. Именно недоступность, закрытость территории чаще всего и рождает легенды.

Довольно долго считалось, что Новая Голландия – сердце масонской организации, и даже на некоторых кирпичах нанесены знаки этого тайного общества. Ну а рассказы о масонах, как правило, сопровождаются слухами о спрятанных сокровищах. Казалось совершенно очевидным, что не может закрытая территория в центре города существовать просто так.

Начиная с 90-х годов прошлого века на остров мог попасть любой желающий, и молодежь, обожающая всякие тайны и старые развалины, там бывала нередко. Однако город неохотно отказывался от одной из своих тайн.

Поэтому, когда в 2000 году Новая Голландия была «открыта» официально в связи с организованной там выставкой современного искусства, многие горожане были разочарованы, увидев только старые здания и склады на фоне зеленой лужайки.

В настоящее время существует проект реконструкции Новой Голландии, подготовленный британским архитектором Норманом Фостером. На территории острова предполагается сохранить все исторические здания, но сделать их культурными объектами. Например, в помещении бывшей Морской тюрьмы оборудовать один из залов Петербургской Филармонии.