Знаменская церковь в урочище теплое. Главный архитектор проекта Городская усадьба Соймоновых-Соболевских

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Рижского вокзала до ст. Устиновка, далее автобусом через Нудоль до ост. Вертково - 16 км, оттуда пешком 5 км.

Проезд автомобилем: От Клина в сторону Волоколамска по стокилометровому кольцу (А-108) до п. Нудоль. Через Нудоль проехать до поворота на д. Вертково, через деревню до коровника, где асфальтовая дорога переходит в грунтовую; по ней еще около 4 км. до д. В.-Соймоново, проехать деревню насквозь. Еще примерно в 1 км в поле - церковь.В сухую погоду дорога вполне проходима даже для машины с низким клиренсом.

Когда-то на месте, теперь обозначенном только на подробной километровой карте Подмосковья как «Урочище Теплое», находилась большая усадьба, родовое гнездо дворян Соймоновых. Усадьба была основана в XVIIIв. Петром Александровичем Соймоновым. Основное ее строительство пришлось на время Н.А.Соймонова, при котором в 1797г. была построена Знаменская церковь.

Знаменская церковь - единственная постройка, сохранившаяся в бывшей усадьбе Теплое. Издалека не сразу заметно плачевное современное состояние великолепного памятника: стройная и ажурная, она возвышается над окружающими ее деревьями.

Для строительства церкви тогдашним владельцем усадьбы Н.А.Соймоновым был приглашен архитектор Н.А.Львов, строивший примерно в то же время в Петербурге на Выборгской стороне дачу для П.А.Соймонова, своего родственника (сыновья Ф.И.Соймонова оказывали молодому Львову покровительство). Документальных свидетельств о том, что проект церкви был создан именно Н.А.Львовым, не сохранилось, но характерные черты до недавнего времени хорошо сохранявшегося памятника свидетельствуют в пользу его авторства.

Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, оштукатурена. Одноапсидный двусветный храм, завершающийся невысокой купольной ротондой, с боков расширен двумя равновеликими приделами; еще два придела примыкают к трапезной. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; второй ярус особенно красив и выразителен: с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.

Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные окна, лепные кронштейны. К сожалению, интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль» и более поздних картин. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.

Храм постепенно приходит в полную негодность: крыши боковых приделов провалились, в центральной части кровли тоже хватает прорех, дверь кое-как заколочена. Сама усадьба Соймоновых погибла в 1941г., деревня снесена, а до ближайшего поселения – Васильевского-Соймонова - около полутора километров. И о восстановлении одного из выдающихся памятников русской архитектуры XVIII века пока что речь не идет.


Недавно в Москве завершилась реставрация памятника архитектуры, городской усадьбы, чья история связана с движением декабристов - дома генерала А.Н. Соймонова на Малой Дмитровке. Все работы велись в тесном сотрудничестве с департаментом по культурному наследию Москвы. Памятник был восстановлен по изначальным чертежам в том виде в каком он был во второй половине XIX века. Реставраторам удалось воссоздать внутренние покои: анфиладу, Главный зал, Лазуритовый зал, Музыкальный и Английский кабинеты. Заиграл новыми красками и фасад дома, его расчистили и покрасили. Для отделки внутренних помещений использовали натуральные материалы: мрамор, лазурит и даже золото.

К сожалению, за время, пока усадьба не реставрировалась, были утрачены мраморные мозаики античного стиля, исторический паркет и некоторые другие детали интерьера. Усадьба была построена в 80-е годы XVIII века архитектором Н.А. Львовым. В усадьбе одно время жил декабрист Михаил Митьков, часто приезжал Пушкин и другие известные люди.

В Москве для реставрации зданий часто используется керамогранит. Этот материал обладает очень высокой морозоустойчивостью, что делает его идеальным для отделки фасадов домов, при этом он не теряет со временем своего внешнего вида. Если возник вопрос, если я куплю керамогранит , можно ли его использовать в интерьере. Отметим, что керамогранит подойдет и для внутренних помещений: лестниц, стен, полов. Можно им декорировать и отдельные детали интерьера, что придаст ему более богатый вид.

Что нового в России

Поход на лошадях в Белуху - один из самых интересных маршрутов. Нужно сказать, что гора Белуха, самая высокая точка Алтая, включающая в себя два пика: Восточный и Западный, а также множество горных массивов. Это единственное место на Алтае с таким количеством горных вершин. Она располагается в центре Евразийского материка...

Расписка является документом официальным Существуют специально созданные правила оформления. Пишется она по определённому плану, где нельзя пропускать ни одного пункта. Сейчас для каждого случая разработаны специальные формы заполнения всех документов. Это очень удобно: всё заранее учтено в готовых бланках.

Андреа Палладио по праву считается одним из самых великих архитекторов за всю историю человечества. Именно он дал начало палладианскому стилю в архитектуре. Наследием выдающегося итальянца можно насладиться и в Москве

Старый Гостиный Двор

Место, где расположен старейший торговый дом столицы, занимающий целый квартал Китай-города между улицами Варварка и Ильинка, Хрустальным и Рыбным переулками, стало важным центром московской торговли еще в XV веке - там обосновались купцы, ранее торговавшие на территории Кремля. Постепенно, с увеличением торговых оборотов, на территории стали возводиться и расширяться каменные корпуса. А в 1786 году Екатерина II приказала выстроить на этих же местах новые помещения, и с 1790 года началось затяжное строительство Гостиного Двора.

Знаменитый итальянский архитектор Джакомо Кваренги стал автором проекта возведения самого большого торгового здания Москвы конца XVIII - начала XIX века.

Последняя реставрация пришлась на конец ХХ столетия и значительно изменила внешний вид сооружения: был возведен стеклянный купол над внутренним двором, пристроены два дополнительных этажа в правом крыле здания. Сейчас же Гостиный Двор по праву считается одним из крупнейших центров бизнеса, торговли и отдыха со всем необходимым набором услуг, оборудованным по международным стандартам.

Адрес: ул. Ильинка, 4, станции метро «Площадь Революции», «Китай-город»

Городская усадьба Соймоновых-Соболевских

В 1780-х годах архитектором Н. А. Львовым для А. Н. Соймонова был построен главный дом усадьбы. Он имел тосканский шестиколонный портик, два небольших флигеля в парадном дворе, террасу на заднем фасаде, выходившую в сад длинным пологим пандусом (со временем замененным лестницей). Каменный служебный корпус, частично сохранившийся до нашего времени, стоял на северной границе владения.

Усадьба также известна как дом декабриста Митькова: мемориальная доска на доме говорит о том, что герой Отечественной войны 1812 года жил здесь в 1825-м. В советское время в здании длительное время располагался Свердловский райком КПСС. В 1960 году возле усадьбы был установлен памятник-бюст Я. М. Свердлову, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, как и отреставрированное главное здание. Сегодня усадьба Соймонова отдана в аренду коммерческим структурам.

Адрес: ул. Малая Дмитровка, 18, станции метро «Чеховская», «Маяковская»

Дом Тарасова

На углу улицы Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка расположилась настоящая московская Италия - шикарный особняк, являющийся одним из самых красивых зданий, появившихся в городе в начале XX века. Дом был построен в 1908-1912 годах знаменитым архитектором И. В. Жолтовским для богатого купца Григория Тарасова и имеет итальянский прототип - палаццо Тьене в Виченце, созданный в середине XVI столетия великим Андреа Палладио. Разница между двумя постройками заключается в пропорциях.


Фото: liveinmsk.ru

Особняк имеет все характерные черты палаццо: проездные арки, которые позже заменили огромными окнами; соединяющие две части дома террасы; большой внутренний дворик с фонтаном и садом. Интерьер здания также оформлен в итальянском духе с необычным сочетанием гладких стен и расписных потолков. До 1937 года дом Тарасова занимал Верховный Суд СССР, после сюда въехало посольство Германии, а в послевоенные годы - Польши. Начиная с 1979 года здесь располагается Институт Африки Российской Академии наук.

Адрес: ул. Спиридоновка, 30/1, станция метро «Баррикадная»

Центральный Московский ипподром

Один из самых больших ипподромов России, лишь немного уступающий Ростовскому, Краснодарскому и Казанскому. Кроме того, заложенный в 1834 году, он является старейшим в стране и первым в мире рысистым ипподромом. В настоящее время здесь располагается научный полигон и опытная база Института коневодства, регулярно проводятся соревнования и испытания лошадей различных пород.

С начала основания место регулярно украшалось, меняя свой вид. В 1949 году трибуны были уничтожены пожаром, после чего в 1953-1954 годах архитекторы В. Л. Воскресенский и П. И. Скокан под руководством выдающегося И. В. Жолтовского восстанавливали здание, практически полностью его перестроив: появились изящная башенка в левой части и мощный восьмиколонный портик в правой. Восхитительные конные скульптуры не пострадали в пожаре и по-прежнему венчают строение.

Адрес: ул. Беговая, 22, корп. 1, станция метро «Беговая»

Дом на Моховой

Здание в центре Москвы напротив Манежной площади было построено в 1934 году по проекту архитектора Ивана Жолтовского для сотрудников Моссовета. Дом на Моховой назвали «гвоздем в гроб конструктивизма», так как он ознаменовал собой перелом в советской архитектуре. А коллеги Жолтовского стали именовать его «мастером карниза» из-за того, что, несмотря на массивные стены строения, его карниз был невероятно легкой конструкции.


Фото: babs71.livejournal.com

Проектируя жилой дом на Моховой, Жолтовский использовал композицию Лоджии дель Капитанио и палаццо Вальмарана в Виченце, созданных выдающимся итальянским архитектором Андреа Палладио. Большое значение уделялось «элитности» здания: высокий уровень благоустройства и отделки, большая площадь квартир. Данное строение имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Адрес: ул. Моховая, 13, станция метро «Охотный ряд»

Усадьба Тёплое (Россия, Московская область, Клинский район, урочище Теплое)

Как добраться? На автомобиле с трассы [М9]Москва-Рига поворот на пос. Новопетровский, далее на север по кольцу [А 108]до поворота на Нудоль. От Нудоли прямо по шоссе до поворота в Вертково. В Вертково асфальтированное полотно сменяется на покрытие, утрамбованное гравием, впрочем, эта дорога вполне проезжая в любое время года (вот только не знаю, чистят ли её зимой?). Вам ещё предстоит проехать Кадниково, Васильевское-Соймоново и сельское кладбище, впереди только охотничьи угодья…

Я давно стремилась увидеть одно из редчайших архитектурных произведений зодчего Львова в Подмосковье, особенно после поездки по Тверской земле. Мне казалось, что я увижу Знаменскую церковь (1797 г.) в антураже первозданного дикого леса, где давно не ступала нога человека. Мои предположения не совсем оправдались… Однако впечатления от Тёплого одни из самых сильных и запоминающихся из увиденного за последние полгода. Руинированная постройка с чертами палладианства необычайно живописна и романтична. Кажется на всём, что её окружает лежит печать запустения…

Что бы пробиться к храму мне пришлось преодолевать заросли крапивы и бурьяна в человеческий рост. Запечатлеть церковь снаружи целиком — не удалось, через полчаса борьбы с сорняковыми дебрями я сдалась… и решила осмотреть постройку изнутри. Внутреннее пространство гармонично выстроено, здесь всё, как и снаружи подчинено ордерной системе. Четырёхгранник, лежащий в плане сооружения, рассечён на правильные квадраты и прямоугольники перегородками с трёхчастными арочными проёмами с колоннами по сторонам.
1. Внутреннее пространство гармонично выстроено, здесь всё, как и снаружи подчинено ордерной системе. Четырёхгранник, лежащий в плане сооружения, рассечён на правильные квадраты и прямоугольники перегородками с трёхчастными арочными проёмами с колоннами по сторонам.
Куда не кинешь взгляд — везде читаются безупречные по геометрии арки термальных окон…
Росписи и вызолоченные капители колонн не сохранились, из декоративных элементов можно видеть только карнизы и тяги тонкого рисунка…

«Ничего не известно о каких-либо изображениях усадебного комплекса. Впрочем. В.Я. Либсон вскользь сообщает о «старой акварели», на которой виден главный дом, но с оговоркой, что судить о его расположении на местности невозможно. Таким образом, документально подтвержденными остаются лишь дата постройки Знаменской церкви – 1797 г., существование барского дома к 1800 г. и имена владельцев усадьбы. Село Теплое многократно меняло хозяев, а в 1769 г. было продано Прасковье Алексеевне Cоймоновой, вдове Александра Ивановича Соймонава. Строительство велось их сыном Николаем Александровичем, а затем внуком – Александром Николаевичем.

2. Львов состоял с Соймоновыми в родственных отношениях. Известно, что, приехав из Тверской губернии в Петербург, он сразу обосновался у своих двоюродных дядей братьев Соймоновых – Михаила и Юрия – детей Федора Ивановича Соймонова, первого русского гидрографа. Существует львовский проект загородного дома, датируемый первой половиной 1780-х гг., заказчиком которого выступал Петр Александрович Соймонов – статс-секретарь Екатерины II. Единый круг общения и возрастной диапазон позволяют высказать предположение, что отцом Петра Александровича был именно А.И. Соймонов, овдовевшая супруга которого решила покинуть северную столицу и обосновалась в Подмосковье» — писал П.Л. Рожин в статье «судьба подмосковных Львова». Загадка усадебного дома в усадьбе Теплое будоражит моё воображение уже много лет. После долгих поисков Мне удалось разыскать этот проект и я его публикую. Полные «Разрез» и «Фасад» не являются произведением Н.А. Львова, а выполнены мною в ФШ для большей наглядности.

Далее исследователь П.Л. Рожин продолжает: «План дома очень схож со Знаменской церковью, однако утверждать, что именно он венчал усадебный ансамбль, пока, безусловно, рано. Нет ответа и на ключевой вопрос о дате постройки господского дома. Известно, что он существовал к 1800 г., однако 15 марта 1807 г. крестьянин Никанор Васильев отчитывался перед А.Н. Соймоновым об изготовлении мебели для интерьера.
3. О чем шла речь: о смене меблировки по вкусу вступившего в наследственные права владельца или о затянувшихся отделочных работах – из источника не ясно».

Архитектурный ансамбль и парк утрачены в первый год Великой Отечественной войны. Разрушенный храм — единственно уцелевшая постройка от некогда богатого имения. Но и она, стоящая в стороне от человеческого жилья обречёна на медленное разрушение и гибель.

Подписи к изображениям в тексте:




Сберечь нельзя, утратить...

Знаменская церковь, выстроенная в 1797 г. в усадьбе Соймоновых Теплое, предположительно по проекту архитектора Н.А. Львова, находится на грани обрушения. А между тем, редкий образец палладианства в Подмосковье числится в реестре памятников федерального значения на основании указа Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. (п. 2, включающий постановление Совмина РСФСР № 624 от 4.12. 1974 г.)
За послевоенные годы бездействия, начиная с закрытия в 1937 г., культовая постройка неуклонно ветшала и разрушалась.
Сама усадьба Теплое никогда не была местом оживленным и густонаселенным, в период своего основания она насчитывала 21 двор и 338 душ обоего пола, при Долгоруковых к нач. XX столетия дворов осталось 11, но появилось земское училище и железнодорожная ветка Лесодолгоруковская. Крайне скупые и малочисленные документальные свидетельства не позволяют проследить дальнейшую историю этого места (архив владельцев утрачен вскоре после революции). Известно только то, что село и все компоненты ансамбля с господским домом и прилегающим парком были разрушены во время бомбежек 1941 г.
Храм в опустошенном Теплом, постепенно исчезнувшем с географических карт и превратившемся в «урочище», отпугивающим бездорожьем и затерянностью в глуши, оказался невостребованным ни светской, ни духовной властью, только черные копатели стали завсегдатаями забытой подмосковной, оставив вместо старинного некрополя перед алтарным выступом огромные зияющие воронки.
Теплое пленяет и притягивает, поэтому я бывала здесь неоднократно, в 2006, и 2007 гг. и прежде оно не таило серьезных опасностей. Сегодня переступить порог церкви — рискованно для жизни. Оказавшись внутри, вы слышите постоянный шелест, как будто идет дождь, но это дождь из осыпающихся частиц связующего раствора и выветренного кирпича. То и дело раздаются неясные постукивания — вроде бы кто то в шутку кидает о стены мелкие камни…
Надежды на возрождение нет, это начало конца — несущие конструкции деградировали (общее состояние сооружения удручающее: большая часть сводов рухнула, перекосило северный портик и т.д.). Глядя на истерзанный храм, меня охватывало ощущение неизбежности чего то катастрофического, фатального, рокового.
Несказанно жаль будет вновь увидеть знакомый силуэт без низкой купольной ротонды — несомненного украшения этого уникального памятника… Жаль, жаль до боли, но ведь мы ничего не сделали для его спасения…

Наталья Бондарева, архитектор

Юдин В.С. Теплое

Юдин В.С. Край наш Клинский, Клин, 1999, с. 181-183

В XVIII веке хозяевами усадьбы Теплое были Иван Матвеевич Шетлов и Иван Михайлович Ханеев (1715—1734 гг.). После смерти Ханеева владение имением перешло его жене — Марфе Петровне, затем — Василисе Ивановне Зиновьевой. В 1758 году его унаследовала вновь Ханеева, а от нее было передано жене Александра Ивановича Соймонова — Прасковье Александровне (1769—1778 гг.).
Соймоновы владели селом Теплое до середины ХIХ века. Они принадлежали к московской дворянской фамилии, генеалогия которой прослеживается, примерно, с XV века. Многие служили российскому престолу стольниками и воеводами и жалованы от государей поместьями, а некоторые — знатными чинами и орденами.
Одной из ярких фигур Соймоновых является Федор Иванович Соймонов (1692—1780), русский государственный деятель и ученый гидрограф.
Усадьба Теплое находилась возле церкви у пруда и представляла собой единый садово-парковый ансамбль. Здание главного дома было относительно невелико, имело два этажа с колоннадой коринфского ордера со стройными пропорциями ордерных элементов. Все эти черты постройки типичны для дворянских усадеб конца XVIII- начала XIX веков.
Авторство проекта усадьбы приписывается Николаю Александровичу Львову, удивительно разностороннему и одаренному человеку, который был не только архитектором, но поэтом и драматургом, исследователем и издателем так называемой «Львовской летописи» — одного из памятников летописания. Жил он в своем имении Никольское в Тверской губернии.
Н.А.Львов много времени и сил отдавал зодчеству. Он является одним из крупнейших русских архитекторов эпохи классицизма. Это доказывают и созданная им усадьба Теплое, и его постройки в Торжке и Твери.
Одна из интереснейших построек усадьбы — Знаменская церковь. Она была возведена вместо прежней, деревянной, в 1797 году, на средства Соймоновых. Старая была перенесена в 1804 году в село Ламишино — Богородское Звенигородского уезда.
Церковь Знамения — памятник высочайшего художественного уровня. Почти квадратное двухсветное здание, выстроенное в стиле зрелого классицизма, заключает в едином равновысотном объеме собственно храм с полуциркульной апсидой, увенчанный низкой купольной ротондой, приделы и трапезную. Ризалит на западном фасаде служит основанием для цилинд¬рического объема колокольни. Торжественная приподнятость, строгость, величие, нарядность этого сооружения характерна для того времени, и при этом не надо упускать из вида особую итальянскую манеру ее архитектуры.
В усадьбе Теплое бывали родные и знакомые ее владельцев. Одним из частых гостей здесь был племянник Соймоновых полковник лейб-гвардии, участник Отечественной войны 1812 года Михаил Фотиевич Митьков (1791—1849). С 1825 года он был одним из руководителей Московской управы Северного общества. 15-16 декабря 1825 года в его московской квартире, на Малой Дмитровке, проходили совещания московских декабристов, на которых обсуждался план вооруженного восстания в Москве и убийство императора. М.Ф. Митьков был приговорен к 20 годам каторги.
В начале XX века в усадьбе Теплое была собрана уникальная коллекция материалов из жизни и деятельности Соймоновых.
В годы революции усадьба перешла в распоряжение Спас-Нудольского волисполкома. Имущество, сельскохозяйственный инвентарь, скот, принадлежавший ее владельцам, были проданы с торгов местным крестьянам.
В 1937 году церковь Знамения была закрыта, но сохранилась местными жителями в хорошем состоянии. В годы Великой Отечественной войны усадьба была разрушена оккупантами, были разграблены и сожжены дом и другие постройки усадьбы.
В настоящее время церковь Знамения находится на государственном учете как памятник архитектуры XVIII века.

Ансамбль классической усадьбы на Малой Дмитровке складывался на протяжении второй половины XVIII – XIX веков.

Главный усадебный дом расположен в глубине участка, на красную линию улицы выходят два симметрично стоящих флигеля, соединенные с домом арочными переходами. Своим изящным дорическим портиком дом обращен в курдонер, отделенный от улицы оградой с воротами. В основе главного дома – палаты середины XVIII века, перестроенные в классический усадебный дом в 1780‑х годах предположительно по проекту архитектора Николая Александровича Львова.

В первой половине XIX века усадьбой владел помещик Александр Николаевич Соймонов, племянник статс-секретаря Императрицы Екатерины II Петра Александровича Соймонова. В усадьбе в это время часто бывал и жил известный литератор, поэт и библиофил Сергей Александрович Соболевский, внебрачный сын А.Н. Соймонова (отец «за значительное денежное пожертвование» приписал сына к польскому дворянскому роду Соболевских).

Соболевский был известен как коллекционер редких книг, библиограф, знаток многих языков, журналист, а также как автор язвительных эпиграмм («неизвестный сочинитель всем известных эпиграмм»). Он был близким другом Александра Сергеевича Пушкина , который, вероятно, также посещал усадьбу на Малой Дмитровке. С Пушкиным он познакомился, когда ему было 15 лет, и это знакомство быстро переросло в крепкую дружбу. Соболевский был литературным советчиком Пушкина, помогал поэту издавать его произведения, привозил ему из-за границы новые книги (в том числе запрещенные в России сочинения Адама Мицкевича); несколько раз он спасал Пушкина от дуэльных поединков, выступая в роли миротворца. По мнению многих, Соболевский был единственным, кто мог бы предотвратить роковую дуэль Пушкина с Дантесом, но «к несчастью, Соболевский в тот год в Европах жил». После гибели Пушкина он хлопотал о материальной помощи для его семьи, потом занимался публикацией пушкинских писем и материалов для его биографии.

Соболевский общался и дружил также с Евгением Баратынским, Петром Киреевским, Владимиром Одоевским и другими, а также с представителями младшего поколения писателей – Николаем Гоголем, Иваном Тургеневым, Львом Толстым.

В 1820‑х годах в усадьбе жил также Михаил Фотиевич Митьков, приходившийся Соймонову племянником. Герой войны 1812 года, участник взятия Парижа в 1814 году, полковник, он позже стал активным членом Северного тайного общества; здесь, у него на квартире, проходили некоторые собрания будущих декабристов. После подавления восстания на Сенатской площади, Митьков был арестован и приговорен судом к каторжным работам. Он был сослан в Сибирь, где после отбытия каторги поселился в Красноярске и занимался метеорологией до самой смерти в 1849 году.

В 1850‑х годах усадьба на Дмитровке перешла к новой хозяйке – жене гвардии ротмистра В.Д. Ладыженской. При ней были несколько переделаны фасады усадьбы, в частности тосканский портик главного дома был заменен на дорический. В 1870‑х годах, при новом владельце губернском секретаре А.В. Каншине, парадные интерьеры главного дома были частично перепланированы и переделаны по проекту архитектора Августа Вебера.

В советские годы усадьба была отдана под административные цели, здесь на протяжении многих десятилетий размещался Свердловский райком КПСС.

В 2000‑х годах была проведена научная реставрация усадьбы. В главном доме отреставрировано и восстановлено внутреннее убранство интерьеров XIX века – парадная анфилада помещений первого и второго этажа с лепной отделкой интерьеров, росписью стен и потолков (в том числе «помпейской» росписью парадной лестницы), пилястрами из искусственного мрамора, деревянными панелями, печами и мраморными каминами, паркетными полами.

В настоящее время в усадьбе располагаются офисы.