Дойче банн железная дорога. Deutsche Bahn немецкие железные дороги - «Все, что важно знать о немецких железных дорогах путешественникам

Железные дороги Германии считаются одной из самых эффективных систем общественного транспорта не только в Европе, но и в мире. Поэтому путешествовать на немецких поездах не только быстро, но и комфортно. Но, разумеется, такая эффективность стоит денег. Хотя грамотные туристы, используя различные скидки и тарифы, вполне могут путешествовать по стране довольно бюджетно. Сейчас мы вам расскажем о том, как действует железнодорожный транспорт в этой стране. Вы также узнаете, как путешествовать по Германии и даже за ее пределами на поездах таким образом, чтобы это было не очень накладно для вашего кармана.

Германия: работа железных дорог

Первые поезда в этой стране появились в тысяча восемьсот тридцать пятом году. Именно тогда было открыто железнодорожное сообщение между городами Нюрнбергом и Фюрцем. Через двадцать пять лет страну покрывало восемь тысяч километров рельс. В 1925 году появились улучшенные паровозы, а в 1936-м немецкие поезда поставили рекорд скорости, впервые в мире достигнув двухсот километров в час. В 1988 году была взята еще более высокая планка. Экспериментальные поезда «Интерсити» показали возможность четырехсот километров в час. Идея об использовании электрической энергии на транспорте тоже принадлежит немцу - Вернеру Сименсу. Он же построил и пробный участок возле Берлина. Германии началась в девятнадцатом веке, а продолжилась после Первой Мировой войны. После объединения Германии все железные дороги стали принадлежать одному государственному монополисту под названием «Дойче Бан». Страна связана рельсами с теми государствами, у которых такая же ширина колеи. Это Франция, Швейцария, Польша, Чехия, Австрия, Дания, Люксембург, Нидерланды и Бельгия. На сегодняшний день длина железных дорог в Германии составляет сорок две тысячи километров. Это шестое место в мире по протяженности. Электрифицировано около двадцати тысяч километров.

Вокзалы

Со станций начинается любое путешествие по железной дороге. Если в небольших деревнях и поселках, как правило, бывает только один вокзал, то в крупных городах их несколько. Вы сразу поймете, что перед вами - главная станция, когда прочтете название «Хоптбанхоф». Жд вокзалы Германии чаще всего оснащены всем необходимым для путешественника. Даже на самых маленьких станциях есть кафе или бистро, билетные кассы или автоматы, табло с расписанием и указатели, как пройти к путям. Даже если нет крытого вокзала, всегда есть удобные лавочки со стеклянными стенами, защищающими от ветра. На большинстве станций действуют приспособления для людей с инвалидностью и лифты. Крупные вокзалы - это целые мини-городки. В отличие от маленьких станций они работают круглосуточно, и здесь есть множество кафе и ресторанов, а также торговых галерей и бутиков. На некоторых вокзалах открыты сетевые супермаркеты типа «Лидл». Камеры хранения есть на большинстве станций страны. Туристы предпочитают автоматические, потому что они удобнее и дешевле.

Типы поездов

Это должен знать каждый турист, путешествующий по Германии и выбирающий соответствующий его целям и бюджету тариф. В целом немецкие поезда делятся на две большие группы. У нас бы назвали их железнодорожным транспортом дальнего и ближнего следования. Еще их именуют скорыми (магистральными) и региональными. Первые обычно белого цвета, а вторые - красного. Но есть и исключения. А вот дальше система усложняется. В категорию «высокоскоростной поезд» попадают «Интерсити Экспресс», а также просто IC или ЕС. Они ходят внутри страны и за границу. Туда же относятся и спальные ночные поезда с лежачими местами. Региональные поезда - аналоги наших электричек, с той разницей, что они неизмеримо чище, комфортнее и едут со скоростью не менее ста километров в час. Пригородные же часто заменяют метро и трамваи. Курить запрещено в поездах любого типа. Это правило действует уже несколько лет.

Самый быстрый

Поезд ICE (Германия), или же «Интерсити Экспресс», считается высокоскоростным, достигая трехсот километров в час. Он также делает минимальное количество остановок. Его локомотив похож на серебристую пулю. Но довольно часто на практике скорость такого поезда мало чем отличается от других магистральных. «Интерсити» хорошо пользоваться, если вы преодолеваете расстояние в пятьсот-шестьсот километров и, к примеру, едете из Кельна в Берлин или Мюнхен. Так вы не только экономите час или полтора, но и не делаете пересадок, неизбежных на других типах поездов. Они также отличаются повышенным уровнем комфорта. Ходят такие поезда обычно днем. Время путешествия можно сравнить с передвижением в автомобиле, зато оно пройдет намного комфортнее!

Вагоны ICE

Здесь все продумано для удобства пассажиров. Класс вагона в «Интерсити Экспресс» обозначается большой цифрой серого цвета. Номер находится на электронном табло рядом с дверью. Там же можно увидеть и маршрут, по которому движется высокоскоростной поезд. Кстати, при посадке будьте внимательны. Часто состав делят надвое, и одна половина может уйти совершенно в другое место. Двери закрываются автоматически. Места сидячие. Во втором классе обычно находятся два ряда спаренных кресел. Между ними - проход. В центре вагона есть несколько сидений друг напротив друга. У каждого кресла есть столик. Внизу под окном - розетка для ноутбука. На некоторых поездах работает вайфай. В ручке кресла есть разъем для наушников, чтобы слушать радио. Багаж можно размещать как на полках над сиденьями, так и в специальных отсеках. В некоторых вагонах есть шестиместные купе. На табло в торце показывается, с какой скоростью двигается поезд. Вагоны обычно герметичные, а рельсы бесстыковые, поэтому шума не слышно.

Другие магистральные поезда

Между ходят так называемые «Интерсити». Эту маркировку носит обычный скорый поезд. Он уже не выглядит так «космически», как «Интерсити Экспресс». Места тоже сидячие. Большинство имеют столики и розетки. Иногда на весь поезд есть два десятиместных купе. Если же вы едете подобным скорым в другие страны, то он будет иметь маркировку ЕС. Часто можно видеть, как пассажиры занимают своими вещами соседние места. Это немецкий обычай. Освобождают такое место только по просьбе других пассажиров. Один из вагонов - это ресторан. Он разделен на две части. В первой из них - с барной стойкой и высокими столиками - можно заказать чай, кофе или пиво. А вторая представляет собой настоящий ресторан с официантами, меню и красивыми приборами на скатертях. Ночные поезда называются «СитиНайтЛайн». Там есть купе с лежачими местами, где выдается постельное белье. Обычно они связывают мегаполисы. Если такие поезда двигаются между европейскими столицами или крупными городами, то они маркируются как «ЕвроНайт».

Региональный и пригородный железнодорожный транспорт

К этому виду поездов относятся уже не только государственные, но и частные линии. Обычно они ходят на расстояние сто-двести километров. Региональные экспрессы делают остановки в крупных городах. Железные дороги Германии имеют особые разновидности этого типа поездов не некоторых маршрутах. Они называются межрегиональными экспрессами. Есть поезда, которые делают частые остановки. Их называют просто региональными. Пригородный же транспорт, который входит в систему железных дорог - это «С-бан» или же «Штадт-бан». Такие поезда обычно проходят через крупные города и/или соединяют соседние населенные пункты. Они являются частью сети местного транспорта. Такие поезда ходят как в туннелях (вместо метро), так и по наземным линиям (как трамваи). Ими можно пользоваться при поездках внутри города и по окрестностям.

Какие бывают тарифы на скорые поезда

Железные дороги Германии на первый взгляд имеют довольно запутанную систему покупки билетов. Однако, если в ней разобраться, можно найти большие выгоды для себя. Существуют так называемые базовые тарифы. Цены на них, так сказать, кусаются. Если вы захотите поехать по такому тарифу из Берлина, к примеру в Дортмунд, то заплатите около девяноста евро за обычный скорый поезд. А «Интерсити Экспресс» обойдется даже в сотню. Поездка в Дрезден из будет стоить в два раза дешевле. Такая же система действует и на ночные поезда. Но они значительно дороже. Если проезд из Берлина в Мюнхен стоит по базовому тарифу чуть больше ста пятидесяти евро, то в ночном экспрессе цена поднимется до двухсот и даже трехсот. В скорых поездах можно (а иногда и нужно) бронировать место - у окна или прохода. Но чаще всего покупают просто проездной документ. Без брони мест садиться можно на любые незанятые кресла в вагонах второго класса. Если свободных сидений нет, можно находиться в тамбуре или ресторане.

Скидки

Однако если вы будете покупать билеты заранее, то можете попасть на сниженные цены, так называемые шпарпрайс. Тогда вы сможете уехать в тот же Дортмунд и за сорок евро. А если расстояние вашей поездки будет не более двухсот пятидесяти километров, то вы можете попробовать купить билеты за 25 и 19 Є. Правда, их количество невелико, и, чтобы их поймать, нужна изрядная доля везения. На некоторые поезда, пересекающие всю страну, можно купить билет по скидке за двадцать девять евро. Но вернуть его будет практически невозможно, если поездка не удастся. Хотите попутешествовать по Германии с комфортом, но не за заоблачную цену? Вам в помощь - все та же система шпарпрайс. Вагон первого класса (действительно, более удобный, кресла в нем похожи на самолетные) минимально будет стоить двадцать девять евро, а на далекие расстояния - 39. Цена на ночные поезда при раннем бронировании тоже может опуститься в два, а то и три раза.

Групповые билеты на региональных маршрутах

По Германии на поезде можно путешествовать и совсем дешево. Просто для этого нужно выбрать специальные скидочные билеты на региональный железнодорожный транспорт. А таких возможностей открывается масса. Например, существует безлимитный билет, с помощью которого можно кататься по территории всей страны с девяти утра до полуночи в течение одного дня на региональных поездах (исключая скорые). Он стоит сорок четыре евро на одного человека. Он даже название имеет «через всю страну из конца в конец». Но по таким билетам лучше ехать компанией - чем больше человек (до пяти), тем лучше. За каждого следующего пассажира вы платите восемь евро. В итоге большая семья или компания из пяти человек может разъезжать по всей стране в течение дня всего за семьдесят шесть евро.

Еще лучшие возможности для таких путешествий предоставляют железные дороги Германии в уик-энды. Билет выходного дня имеет те же преимущества, что и безлимитный, только он действует с полуночи и до трех часов ночи следующих суток. Кроме того, по нему за 40 евро может кататься один пассажир, а каждый последующий (до пяти) платит по 4 Є. Между прочим, подобные билеты действуют не только на поездах, но и на городском транспорте, а также на региональных автобусах в любом уголке Германии.

Федеральные предложения

Не только общенациональными могут быть групповые жд билеты. Германия, как известно, разделена на федеральные земли, и каждая из них имеет собственную систему скидок при путешествии по региону. Например, в земле Рейнланд-Пфальц региональный билет будет стоить двадцать четыре евро на одного человека. На каждого следующего пассажира (вплоть до пяти) цена увеличится еще на 5 Є. Интересно, что таким образом можно ездить не только в данной федеральной земле, но и в соседних регионах - вплоть до Майнхайма и Карлсруэ на юге, до Лимбурга и Висбадена на востоке и до Бонна на севере - и даже добраться до двух пограничных французских городов. А если вы к этому билету доплатите еще шесть евро, то получите возможность прокатиться в Люксемург. Такая скидка действует в будни, с девяти до полуночи, а в выходные - с двенадцати ночи до трех утра следующего дня. А из земли Северный Рейн-Вестфаллия на региональном билете можно заехать в Голландию и вернуться обратно. Цена его - двадцать шесть евро для первого пассажира. А по «Баварскому билету» едут даже в Австрию. Путешествие из Мюнхена в Зальцбург и назад вполне возможно за двадцать четыре евро. Существуют еще ночные билеты. Они позволяют перемещаться в пределах зоны своего действия между 18.00 и шестью утра.

Где покупать билеты

В Германии это можно делать несколькими способами. Вы можете просто пойти в железнодорожную кассу на вокзале («Райзенцентрум»). В магистральных поездах билеты в крайнем случае можно купить у контролера (но по полному тарифу и без скидок). В региональном железнодорожном транспорте лучше так не делать. Если обнаружат, что вы без билета, вас серьезно оштрафуют. В исключительном случае вы должны сами найти контролера и сообщить ему, что не смогли приобрести проездной документ. Еще можно воспользоваться самой продвинутой системой бронирования онлайн в Европе - сайтом «Дойчебан». Именно там выгодно покупают скидочные билеты «Шпарпрайс». Но для этого лучше зарегистрироваться в системе. Приобретенный через интернет билет распечатывается на принтере. Его и удостоверение личности нужно будет предъявить контролеру. Если же вы не зарегистрированы в системе, то приобрести билет для другого человека не получится. В таком случае вы должны будете показать контролеру еще и кредитную карту, с помощью которой вы его покупали.

Автоматы

Но есть самый простой и дешевый способ совершать путешествия в немецких поездах. Для этого нужно купить билеты в автомате на вокзале. Там можно приобрести проездные документы и со скидкой, и региональные, да еще и не только по кредитной карте, как в большинстве стран Европы, а за наличные, что часто удобно для иностранцев. К тому же, покупая билеты в автомате, вы платите на два-пять евро меньше, чем в кассе. Главное - это разобраться в том, как они действуют. Но после этого вы сразу же почувствуете их выгоду. К тому же ночью или на маленьких станциях билеты можно купить только в автоматах. Они, как правило, шестиязычные. Бонусом является то, что вы можете подобрать себе наиболее удобный маршрут и бесплатно его распечатать в том же автомате.

Скидочные карточки и проездные

Иногда, особенно при частых и регулярных поездках, выгодно покупать специальные предложения от «ДойчеБан». Это карты 25, 50 или 100. Цифры означают проценты скидки от обычной цены билета. Например, если стоимость поездки составляет десять евро, то с картой 25 вы платите семь с половиной, с BahnCard 50 - пять, а 100 - можете ездить по всей Германии вообще без билета. Карты действуют в течение года и являются именными. Их может использовать только один человек - тот, на которого выписан документ. Карты 100 очень дорогие и стоят минимум четыре тысячи евро. Но соединять скидки BahnCard и билетов выходного дня или региональных нельзя. Покупка такой карты имеет смысл, если общая стоимость ваших билетов без скидок составляет несколько сот евро в течение двенадцати месяцев. Есть еще и общеевропейский проездной, который называется «Интеррейл». Пользоваться им для путешествий по дороговато, но, если вы планируете отправляться в другие страны или часто пользуетесь железнодорожным транспортом, он может вам подойти.

Германия располагает, пожалуй, самой мощной и эффективной железнодорожной системой мира. На железную дорогу приходится подавляющее большинство междугородных и пригородных поездок общественным транспортом, а также значительная часть внутригородских. Густая сеть линий имеется в большинстве регионов страны, а вокзалы обычно являются главными транспортными узлами в городах.

Типы поездов

В Германии довольно сложная система типов поездов. Они делятся на магистральные (Fernzuge или Fernverkehr) и региональные и пригородные (Nahverkehr). Магистральные поезда белые, региональные обычно красные.

К магистральным относятся:
- ICE (InterCityExpress) - высокоскоростные (на отдельных участках до 300 километров в час) экспрессы с наименьшим числом остановок. Однако на многих маршрутах они ничем не быстрее других скорых.
- IC (InterCity) - скорые, следующие между крупными городами Германии.
- EC (EuroCity) - аналогичны InterCity, но следуют за рубеж.
- CNL (CityNightLine) - спальные ночные поезда, в большинстве своем международные. Лежачие места есть только в них.

К региональным и пригородным относятся:
- RE (RegioExpress) - региональный поезд с остановками в крупных и средних городах.
- IRE (InterRegioExpress) - относительно редкий тип поездов, встречающийся на отдельных протяженных маршрутах. В остальном аналогичен RE.
- RB (RegionalBahn) - региональный поезд с частыми остановками.
- S (S-Bahn, Stadtbahn) - пригородный поезд. Маршрут всегда начинается или проходит через крупный город и является частью сети таких линий. Часто используется для внутригородских поездок, дополняя или заменяя метро.

Особенности движения

На большинстве линий движение очень интенсивное. Все поезда, кроме ночных, ходят с тактовым интервалом. В подавляющем большинстве случаев он будет часовым, получасовым, 20-, 15-, или 10-минутным. Между близлежащими городами часто есть выбор из 5-10 рейсов различных поездов в час. Движение обычно начинается в 5-6 часов утра и заканчивается примерно в полночь, на ряде маршрутов - на час-два позже. Помимо спальных поездов, ночью на некоторых популярных линиях изредка ходят и обычные дневные составы.

Тарифы

Тарифная система на первый взгляд тоже весьма запутанна. Однако если в ней разобраться, передвигаться по Германии можно сравнительно недорого.

Базовые тарифы (билеты, позволяющие сесть в любой поезд по требуемому маршруту и делать остановки по своему выбору) очень велики. К примеру, 3,5-часовой переезд между Берлином и Дортмундом стоит 86 евро в IC/EC и 98 евро в ICE. Стандартный билет из Кельна в Мюнхен (4,5-6 часов) обойдется в 108 евро в IC/EC и 112-142 евро в ICE. Дорога из Берлина в Лейпциг или Дрезден (1,5-2 часа) стоит 40 евро в IC/EC и 47 евро в ICE. Немногим дешевле и билеты на региональные поезда. Первый класс дороже примерно в полтора раза.

Однако при покупке заранее (минимум за день, но чем раньше - тем дешевле) доступны скидочные билеты Sparpreis. Они имеются в предварительной продаже для всех внутренних и большинства международных маршрутов из Германии по ценам в 19, 25, 29, 35, 39, 45, 49, 55, 59, 65, 69, 75, 79 евро и так далее вплоть до 119 евро (для дальних маршрутов). При этом число мест по каждому ценовому уровню в каждом поезде ограничено, а билеты по 19 и 25 евро доступны только для переездов дальностью не более 250 километров.

Таким образом, при планировании заранее цену можно сбить в несколько раз, а всю страну при некотором везении можно пересечь за 29 евро. Но следует иметь в виду, что такой билет действует только на выбранный поезд. Возврат и обмен этих билетов возможен с уплатой сбора в 15 евро.

В первом классе тарифы Sparpreis начинаются от 29 евро (на маршрутах свыше 250 километров - от 39 евро). В бронировании должен быть по крайней мере один магистральный поезд (IC, EC или ICE).

Похожая система действует в ночных поездах. К примеру, стандартный тариф в поезде Берлин - Мюнхен составляет 152 евро в сидячем вагоне, 162 в шестиместном кушеточном купе, 172 в четырехместном, 207-335 евро в различных вариантах спального вагона. При предварительной покупке цена может снизиться в 2-3 раза.

Покупая билеты Sparpreis, стоит обратить внимание на многочисленные возможности системы бронирования сайта www.bahn.de - самой продвинутой в Европе. В частности, там можно выбирать тип поездов - скажем, отказаться от самых дорогих - ICE, либо вовсе ограничиться только наиболее дешевыми - региональными.

Кроме того, пассажир может указать, на какой именно станции он желает сделать пересадку и сколько времени хочет там провести. К примеру, если вы едете из Франкфурта в Гамбург, но по дороге желали бы осмотреть кельнский собор, укажите необходимость часовой или двухчасовой остановки в Кельне. В этом случае билет будет единым и обойдется гораздо дешевле, чем два отдельных из Франкфурта в Кельн и из Кельна в Гамбург.

Есть скидочные предложения и для региональных поездов. В частности, в любой выходной день можно купить Wochenende-Ticket. Он дает возможность безлимитных поездок целый день по всей Германии за 44 евро сразу для пяти человек, но только в региональных поездах - RE, IRE, RB и S-Bahn, а также в городском транспорте.

В рабочие дни аналогичный билет Quer-durchs-Land-Ticket действует только с 9:00, и за 44 евро может проехать только один пассажир, а доплата за каждого последующего составляет 8 евро. Кроме того, в любой день такие же, но более дешевые предложения (Länder-Ticket) действуют для поездок внутри федеральных земель.

Для ряда районов имеет смысл рассматривать предложения местных городских и пригородных тарифных систем. Например, день поездок в тарифной системе VRR между Дортмундом, Дюссельдорфом, Дуйсбургом, Эссеном, Бохумом, Вупперталем, Менхенгладбахом, Креве (плюс голландскими Венло и Неймингеном) стоит 26 евро для первого пассажира и 4,5 евро для каждого последующего.

Для большинства билетов действует надбавка в 5 евро при покупке в кассе (а не в интернете или билетном автомате). В региональные поезда нельзя садиться без билета, в магистральные можно, но билет придется покупать по полному тарифу. В случае серьезной задержки или отмены рейса пассажиры имеют право на компенсации, в том числе возмещение стоимости поездки на альтернативном транспорте, включая оплату такси или гостиницы, если был отменен последний вечерний рейс.

Время от времени на немецких железных дорогах бывают и другие выгодные предложения. Например, летом иногда продаются относительно дешевые месячные проездные. В других случаях при интенсивных поездках или регулярных визитах в Германию имеет смысл рассмотреть возможность покупки скидочной карточки BahnCard 25 или BahnCard 50.

Еще один вариант - всеевропейский проездной InterRail (www.interrailnet.com). Его версия только для Германии недешева, но может окупиться при большом числе поездок. В отличие от многих других европейских стран, в Германии пассажирам с InterRail не требуется доплачивать за использование скоростных поездов или обязательно резервировать в них места. Теоретически бронирование конкретного места в магистральных поездах возможно для всех пассажиров, но имеет смысл только на пиковых рейсах, где есть риск остаться без кресла.

Вокзалы

Крупные вокзалы в Германии, как правило, работают круглосуточно, средние и мелкие могут закрываться на ночь. Главный городской вокзал почти всегда именуется Hauptbahnhof (сокращенно Hbf.). На больших вокзалах всегда имеется множество точек питания, мини-маркеты и прочее. Камеры хранения могут стоить недешево, при этом автоматические всегда дешевле ручных.

Многие, когда пишут или рассказывают о своих поездках и путешествиях очень живо и красочно описывают памятники, красивые ландшафты и т.п. Тема перемещения от одной достопримечательности к другой часто замалчивается. В общем то это понятно, многие ездят с экскурсиями, на автобусе, и описывать нечего.

Мы же, ездили самостоятельно, в основном железнодорожным транспортом. Здесь я попытаюсь описать немецкие железные дороги и как ими пользоваться. В первой части речь пойдёт преимущественно о региональных (местных) поездах, аналогах наших пригородных поездов.

1. Главный вокзал Мюнхена (Hauptbahnhof)

Мюнхенский главный железнодорожный вокзал (Münchener Hauptbahnhof) ведет свою историю с довольно скромного сооружения из отслуживший свой срок щитов ограждения стрельбища, что находилось восточнее площади Карлсплатц.

Тогда в 1839 году открылась первая железнодорожная линия из Мюнхена до Аугсбурга. Первое деревянное строение в 100 метрах от нынешнего вокзала баварской столицы сгорело уже через несколько лет.

Современное здание, третье по счёту, появилось после 2-й мировой войны, а к летним олимпийским играм 1972 года было существенно расширено.

2. Кассовый зал.

Ежедневный пассажиропоток вокзала более 350 тысяч человек, что делает его вторым по величине (после Гамбурга) вокзалом Германии.

3. А по количеству путей (36 наземных и 2 подземных) его и вовсе можно считать первым.

4. На главном вокзале Нюрнберга стоит вот такой стенд. Бросаешь монеты и можешь порулить поездами.

5. А это уже пути нюрнбергского вокзала.

По Баварии мы путешествовали на местных поездах (RB) и региональных экспрессах (RE). На сайте Дойчебан (bahn.de) очень удобно планировать путешествие, показываются все возможные варианты с картой, пересадки и стоимость билетов.

При необходимости можно узнать подробный маршрут движения поезда со всеми остановками.

Почему был выбран вариант путешествия именно на таких поездах? Дело в том, что на них можно воспользоваться специальном "земельным" билетов (в случае Баварии он называется Баварский билет - Bayern Ticket). Его стоимость 28 евро в автомате, путешествовать по нему с 9 часов утра до 3 часов ночи в будни (и с 0 часов в выходные) могут до 5 человек на любых поездах RB и RE по территории Баварии. Также он действителен во всех баварских городских поездах (U- и S-Bahn), трамваях и большинстве автобусов.

6. Два баварских билета внизу.

Верхний билет, Tages Ticket, действителен целый день для 2 взрослых (плюс до 4 детей) по нюрнбергскому региону. Им мы воспользовались для поездки в Бамберг, т.к. это выходило дешевле баварского билета.

7. Кондуктор, проверяющий билеты в поездах.

Вообще говоря, при посадке никто не контролирует наличие билетов, проверка производится уже в движении. В принципе, билет можно купить уже в поезде, однако это будет полный тариф, довольно значительный, никакого баварского билета кондуктор не продаст.

8. Довольно большое количество пригородных поездов составлено из двухэтажных вагонов.

9. На линиях с небольшим пассажиропотоком используются поезда поскромнее.

10. Вообще в Германии поезда довольно короткие. Местные, к примеру, редко больше 5 вагонов.

По наиболее популярным направлениям ходят региональные экспрессы (RE). Их можно сравнить, пожалуй, с нашими электричками повышенной комфортности, правда только в плане скорости и количества остановок. Двухэтажные местные поезда, в плане комфорта пожалуй будут даже поинтереснее.

11. Это региональный экспресс Мюнхен-Нюрнберг на мюнхенском вокзале.

Вагоны могут быть 1-го и 2-го классов. В одном вагоне могут быть салоны разных классов. В частности на 11 фотографии белый вагон первого класса, красные - второго. На входе в вагон, салон и купе всегда указан класс. Естественно билетом для второго класса пользоваться в первом нельзя.

12. Внутри вагон 2 класса напоминает нашу, уже отправленную на пенсию, Юность.

Тарифная политика для местных поездов и региональных экспрессов не отличается. В экспрессах также можно пользоваться различными видами выгодных билетов, типа баварского. Вообще говоря, билеты на местных линиях действуют не на конкретный поезд, а на направление. Т.е. можно купить билет и ехать на любом местном поезде, идущем в нужную сторону. В случае баварского билета направление любое в пределах Баварии.

Похожая система работает и у нас - билет на пригородный поезд на нужное количество зон - однако на местный экспресс, типа Петербург-Выборг, у нас с таким билетом не сядешь. А тут без проблем.

13. Встречаются и довольно старые поезда.

На таком мы ездили в Зальцбург. Город находится в Австрии в пяти километрах от границы, поэтому до главного вокзала на немецком поезде можно добраться по баварскому билету.

14. А это уже австрийский поезд на главном вокзале Зальцбурга.

15. Вокзал на фоне гор выглядит очень красиво.

16. Поезд из Вены

17. Австрийские электровозы посимпатичнее немецких.

Как я уже говорил, внутри немецкие местные поезда очень комфортны, если столики, мусорки, туалеты, работающие розетки.

19. Так выглядит внутри двухэтажный вагон 2-го класса.

20. На первом этаже есть специальная зона для пассажиров с велосипедами, колясками и громоздким багажом. Она обозначена жёлтой линией и оборудована откидными сидениями.

21. Второй этаж. На информационном табло показывается время, пункт назначения, следующая остановка, занят ли туалет.

22. Внизу, в торце вагона находится хороший туалет.

23. А это кабина машиниста.

24. Поближе

Путешествовать немецкими железными дорогами одно удовольствие. Конечно это не очень дешево, однако если едешь компанией покупка земельного билета существенно удешевляет поездку. Получается примерно та же сумма что и в России на такое же расстояние, если честно платить за все билеты.

Кроме того, всегда можно подсесть к кому-нибудь на такой земельный (баварский) билет, т.к. редко у кого набирается 5 человек. Стандартная такса 5.50 евро с человека (можно и поторговаться), и это получается существенно дешевле, если нужно доехать из пункта А в пункт Б в одну сторону.

При планировании самостоятельного отдыха иногда приходится покупать билеты на поезд.

Здесь я вкратце расскажу как я это делаю на сайте немецких железных дорог.

Я стараюсь покупать билеты за 90 суток. Тогда они значительно дешевле.

1. Вводим станцию отправления, причем сайт сам подсказывает возможные варианты, затем станцию назначения, дату, время отправления (примерно от...), сколько пассажиров и нажимаем Search - поиск.

2. Нам в ответ дается несколько вариантов проезда с количеством пересадок (графа Chg.) и главное с ценами! Остается только выбрать удобный поезд с удобным количеством пересадок. Можно посмотреть раньше Earlier или позже Later время отправления.

3. Если нужен билет в один конец, то нажимаем купить - Purchase или выбираем обратный переезд - Choose return trip.

После нажатия Purchase нас скорее всего попрпросят ввести возраст! Поскольку про него почему-то вначале не вспоминают. Вводим возраст, количество путешественников (им тоже указывают возраст) и нажимаем Refresh.

4. Повторяем поиск. Снова появляются предложения с ценами и опять нажимаем Purchase. Напротив понравившегося билета. Можно посмотреть раньше Earlier или позже Later время отправления.

5. В этот раз система полностью удовлетворена и предлагает войти под своим именем, зарегистрироваться или продолжить без регистрации. Я Выбрал продолжить без регистрации Book without registering и продолжаем покупку билета Continue booking.

6. На следующей странице много важной информации. Первое, следует выбрать тип билета Online-Ticket. Вам его пришлют на электронную почту и Вы его распечатаете. Выбирать обычную почту не советую. Были прецеденты. Не успевала почта прислать билеты!

7. Далее выбираем где хотим сидеть. Услуга платная. На снимке видим стоимость - 4 евро. Слева any - где придется, Open saloon - открытый салон (типа электрички), Open saloon with table - то-же, только со столиком, Compartment - в купе (я ездил в сидячем купе на 6 человек). Справа any - где придется, Window - около окна, Aisle (if possible) - около прохода. Нажимаем Proceed.

8. Проверяете все детали. Внимательно. Нажимаем Proceed.

9. Тут предлагают сразу выбрать гостиницу. Я этого не делал, если надо, разбобраться наверно не сложно. Нажимаем Proceed.

10. Здесь снова страничку придется разбить. Вверху выбираем способ идентификации. Рекомендую по кредитной карте. Проверьте только не закончится ли ее срок действия!

Теперь вернемся к моменту, если есть желание ехать не в один конец, а еще и вернуться... Тогда можно вернуться к п.4 уже с выбранным возрастом и нажать Choose return trip.

Теперь надо выбрать дату возвращения, примерное время, промежуточные остановки - не обязательно и нажать Add.

Теперь мы видим выбранный поезд туда и выбираем поезд обратно. Все как в пункте 4. Нажимаем Purchase. Напротив понравившегося обратного билета.

Германия обладает достаточно разветвленной железнодорожной сетью для того, чтобы путешествовать по ее территории на поездах, не испытывая особого дискомфорта. Иногда использование железных дорог совместно с грамотным выбором тарифа позволяет проехать всю страну из конца в конец за очень небольшие деньги.

Прежде чем приступить к рассказу о том, как и где выбрать наиболее подходящий вашим целям тариф, поговорим немного о типах поездов. На сайте немецких ЖД - www.bahn.de - все поезда разделены на 2 большие группы - дальнего и ближнего следования, можно назвать их также скорые и региональные.

К скорым поездам относятся ICE (интерсити-экспресс), EC (евросити), IC (интерсити) и D. Первые развивают на отдельных специально подготовленных участках скорость до 330 км/ч, на обычных же перегонах их скорость мало отличается от двух других типов скорых поездов. На длинных дистанциях в 500-600 км, таких как Кельн-Берлин или Мюнхен-Кельн, ICE не только позволяют выиграть час-полтора по сравнению с остальными скорыми поездами, а зачастую также помогают избежать некоторых пересадок.

Помимо высокой скорости, поезда ICE, которые на момент написания статьи существуют уже в третьем поколении, отличаются повышенным уровнем комфорта и продуманностью компоновки.

Класс вагона (1 или 2) обозначен в промежутке между окнами большой серой цифрой. Рядом с дверью расположено электронное табло с номером вагона и маршрутом. Двери открываются и закрываются автоматически. Компоновка вагона стандартна - все места сидячие. Обычно в вагонах 2 класса стоят два ряда спаренных кресел, разделенные центральным проходом и установленные по/или против хода поезда. 4 группы сидений в центре салона расположены vis-a-vis и разделены столиками.

Как правило, эти места снабжены розетками для ноутбуков. В отдельных поездах есть WLAN.Некоторые зоны сидений считаются "тихими" - не предназначенными для пользования мобильными телефонами. Иногда в конце вагона может встретиться купейный отсек на 6 сидений. В ручках кресел находится управление приемом радиопрограмм (подключение наушников стандартное, их при желании можно купить у проводника). В кармане впередистоящего кресла или на столике лежит ваше персональное расписание.

Для багажа предусмотрены как вместительные полки над сиденьями, так и специальные двухярусные отсеки для крупногабаритных вещей. При дефиците места крупногабаритные чемоданы можно поставить и в центральном проходе. Посколько вагоны герметичны, а рельсовые стыки заварены, то движение происходит почти бесшумно. Скорость движения обычно высвечивается в торце салона. При посадке в подходящий ICE желательно проследить, чтобы сесть именно в ваш поезд - зачастую состав разделен на 2 половины, имеющие разные номера и разные станции назначения. Во избежание недоразумений и беготни вдоль состава все части платформ имеют буквенные обозначения, а на стендах с расписанием приведены крупные схемы, в какой именно зоне останавливается конкретный вагон.

Два следующих вида скорых поездов - ЕС и IС - практически не различаются между собой, все места в них также сидячие, иногда в вагоне бывают выделено 1-2 купе на 10 мест. Космическим видом ICE они не обладают, электронные табло заменяют обычные таблички...

Во все скорые внутригерманские поезда можно садиться, не бронируя место (услуга бронирования стоит от 2 до 5 евро). При этом вы можете сесть в любое свободное кресло в вагоне вашего класса. Правда, нужно быть готовым к тому, что место это, возможно, придется освободить по первому требованию - в том случае, если придет пассажир, его зарезервировавший. Информация о том, зарезервировано ли кресло, указана на табло (в ICE) или на обычной табличке вверху (в ЕС и IС)- там проставлен перегон, на котором место будет занято другим пассажиром. Учитывайте, что забронировать место можно за 10 мин до посадки, поэтому отсутствие таблички не всегда (но чаще всего) гарантирует, что место до конца вашей поездки останется за вами. В любом случае, проход между креслами, ресторан, бистро, тамбуры, на худой конец туалет находятся в вашем полном распоряжении...

В скорых, как, впрочем, и в региональных поездах считается вполне нормальным занять пустое соседнее кресло своими вещами или одеждой и освободить его для другого пассажира лишь по просьбе последнего.

Равно как никто не будет шокирован, если вы положите ноги без обуви на пустое кресло, расположенное напротив. О соблюдении обычных норм гигиены (хотя бы 2 раза - зимой и летом) я не напоминаю.))

Региональные поезда (IRE, RE, RB, S и десятки частных линий) - аналог наших электричек - ходят на расстояние до 100-200 км... S-Bahn, формально входящий в систему DB, мы рассматривать не будем. Существует два основных типа таких поездов - одно- и двухэтажные. Последние - покомфортнее. Также распространены местные поезда, состоящие из пары вагончиков вполне космического вида, больше напоминающие трамваи... Разнообразие их типов достаточно велико. Региональные поезда интересны нам в двух отношениях - на них действуют многие дешевые групповые билеты, а также тем, что без билета в них садиться не рекомендуется…

Напомню, что всех немецких поездах уже несколько лет запрещено курение.


ICE третьего поколения

ICE 2 (виден вагон певого класса)

Салон вагона второго класса. Справа видна стойка для багажа


Салон второго класса

Салон первого класса

RE и ICE


Билеты и тарифы

1. Где купить

Билеты на поезда можно приобрести следующими путями:

Купить в вокзальной кассе (Reisezentrum) или в аккредитованном при DB турбюро;

Купить онлайн на сайте DB, оплатив кредитной картой (есть и другие, здесь не рассматриваемые возможности оплаты онлайн);

Купить в автомате на вокзале;

Купить у контролера непосредственно в поезде;

Покупка билетов у живого человека всегда обойдется дороже, чем онлайн или в автомате - разница в цене от 2 до 5(а на Thalys даже до 7) евро. При этом нужно учитывать, что ночью продажа не ведется, а на многих маленьких станциях в целях экономии рейзецентры закрыты вообще. Часто бывают очереди, посколько в обязанности оператора входит, помимо простой продажи билета, также и подбор самого выгодного из возможных для вас маршрута и тарифа.

Онлайн-продажа производится лишь на маршруты длиннее 51 км. При желании ее можно совершить без регистрации на сайте DB.

Покупки в автоматах, обладающих, как правило - в зависимости от модели - шестиязычным интерфейсом - достаточно простое дело. Оплатить можно кредитной, банковской (не всегда) картой, и лишь в в некоторых моделях - наличными. При оплате в автомате наличными нужно учитывать заранее, что принимаются купюры достоинством до 50 евро включительно, причем достоинство максимально принимаемой банкноты зависит от стоимости билета, т.е. может быть ограничено 10 или 20 евро... Кроме продажи билетов автомат можно использовать также и для поиска самого удобного для вас маршрута, после чего бесплатно распечатать себе карточку с расписанием вашей предполагаемой поездки - и уже с ней, если вы, к примеру, опасаетесь, что вас не поймут, подойти к билетному кассиру.

Билеты, за исключением особо оговоренных поездов, можно купить и непосредственно в поезде. В большинстве случаев это обойдется вам на 10% дороже (но минимум на 2, макс на 10 евро), чем в кассе. Групповые и акционные билеты в поезде не продаются. О своем желании купить билет вы должны заявить, как только к вам подойдет проводник-контролер, сопровождающий каждый поезд (в т.ч. и электричку). Если вы едете на поезде, курсирующем в пределах одного местного тарифного объединения, то посадка в поезд без билета может быть расценена как безбилетный проезд. Если на станции при отсутствии кассы отсутствует или вышел из строя автомат, принимающий наличные, то поездку можно начать без билета.

Если вам срочно нужно ехать, но либо нет времени разбираться с автоматом, либо в автомате не указана нужная вам станция, то можно быстро купить Fahrkarte Anfangsstrecke - начальный билет - за 15 (в отдельных федеральных землях - за 10 евро) - цену которого вам зачтут в поезде при продаже билета до конечного пункта по обычному тарифу без наценки.

Все билеты, кроме специально оговоренных случаев, должны быть прокомпостированы перед посадкой, если на вокзале или на платформе имеется компостер.

Какой билет вам нужен

Сразу скажу, что все особенности покупки билетов и все существующие тарифы я не опишу - более подробно с ними можно ознакомиться на сайте DB, где все это кратко описано на 110 страницах формата А4.

Постараюсь охватить лишь те, которые оказываются наиболее выгодными в турпоездках.

Обычные билеты:

Продажа, как правило, возможна за 3 месяца.

Существует 3 класса билетов, в зависимости от типа поездов, на которых можно ехать: ICE, IC/EC и С (региональные). При этом с билетом класса С можно сесть и на поезд более высокого класса - в этом случае придется произвести доплату в поезде.

Преимущества:

Полная свобода передвижения на любых поездах без привязки к конкретному поезду;

Действительны в течение месяца;

Подлежат обмену и возврату

Недостаток только один - цена обычного билета "Normalpreis" не уступает цене билета на самолет.

Sparpreis 50

Оганиченное число билетов по этому тарифу со скидкой в 50% от обычной предлагается почти на все скорые поезда. Минимальная цена билета в оба конца - 38 евро вторым классом. Тариф предусматривает привязку к конкретным поездам. Обязательна покупка туда и обратно. Во временной интервал между "туда" и "обратно" должна попасть минимум одна ночь с сб на вскр, либо обе поездки должны проходить в выходной. Дети до 6 лет едут бесплатно, с 6 до 14 также бесплатно, но должны быть внесены в билет сопровождающего лица. При совместной поездке от двух до 5 человек все, начиная со второго, платят половинную цену. Возврат или обмен возможны в срок до 1 суток до начала поездки - сбор 15 евро.

Sparpreis 25

Скидка в 25% от нормальной цены, этим тарифом можно восрользоваться, если не осталось билетов по Sparpreis 50.

Кроме вышеупомянутых постоянных тарифов существует большой спектр временных акций. Нам наиболее интересны следующие, действующие весь 2009 год:

„Dauer-Spezial“

билет можно купить не менее чем за 3 дня до поездки, ехать можно как в один конец, так и в оба. Для поездки вторым классом цены в одном направлении фиксированы на уровне 29 € - 39 € - 49 € - 59 € - 69 €. Доплата и переход из 2го класса в первый невозможна. Билеты привязаны к конкретному поезду. При отмене или опоздании поезда можно продолжить движение на следующем. Обмен и возврат исключены. Цена билета при покупке в кассе повышается на 5 евро за одно направление.

„Freizeit-Ticket"

Действительны для отдельных направлений на конкретный день в основном на поездах IC/EC, а на направлениях Кельн-Майнц и Зинген-Штуттгарт на ICE:

Hamburg – Bremen, Hamburg – Hannover, Hamburg – Rostock, Hannover – Göttingen, Köln - Mainz/Wiesbaden, München – Salzburg, Nürnberg – Stuttgart, Singen – Stuttgart. Есть ограничения по дням недели - на некоторые из указанных направлений „Freizeit-Ticket" не продаются на пятницу и субботу. Цены фиксированные - от 19 до 39 евро за поездку в оба конца (в автомате или онлайн, в кассе +5 евро). Естественно, что эти билеты можно при желании использовать не на всю дистанцию поездки, а покинуть поезд или же сесть в него на нужной вам промежуточной станции.

С международными тарифами, которые предлагают по цене от 19, 29, 39 и т.д. евро посетить различные страны Европы - Europa-Spezial, Surf & Rail International и некоторыми другими - лучше ознакомиться на странице http://www.bahn.de/p/view/angebot/angebotsberatung.shtml#4 . При этом нужно обратить внимание, что при переходе с немецкого интерфейса на английский часть предложений может попросту потеряться...

Пора рассказать о столь любимых туристами групповых билетах.

Существует два основных вида этих билетов: билет выходного дня Schönes-Wochenende-Ticket и земельные билеты Länder-Tickets.

Билет выходного дня Schönes-Wochenende-Ticket действителен для групп до 5 человек (либо до двух взрослых и любого количества их детей или внуков до 14 лет) во всех поездах ближнего следования, принадлежащих DB AG (S-Bahn, RB, IRE, RE), на большинстве частных линий, а во многих городах также и в наземном транспорте на всей территории Германии, части территории Польши и в Зальцбурге. Цена билета составляет 37 евро в автомате, 39 - в кассе и 40.70 - у проводника (покупка в поезде невозможна в пределах городских транспортых объединений и на территории Баварии). Билет позволяет без ограничений количества поездок передвигаться в указанный в билете день с 00 часов до 03.00 часов следующего дня. Класс вагона ограничен вторым. В соответствующее поле необходимо вписать имя лица, собирающего пользоваться билетом самую длинную часть маршрута, и при необходимости предъявить удостоверение личности.

Земельные билеты Länder-Tickets позволяют совершать поездки группами до 5 человек на территории одной федеральной земли во всех поездах ближнего следования, принадлежащих DB AG (S-Bahn, RB, IRE, RE), на большинстве частных линий, а во многих городах также и в наземном транспорте. Для городов Берлин, Гамбург и Бремен в зону действия включены и окружающие их федеральные земли Бранденбург и Ниж. Саксония или Шлезвиг-Гольштейн. Земельные билеты действительны по будням с 9.00 до 3.00 следующих суток, а по выходным и праздничным дням с 00.00 до 3.00 следующих суток.

Если вам нужно двинуться в путь раньше 9.00, то необходимо дополнительно приобрести билеты до первой станции, остановка на которой производится после этого времени.

Иногда зона действия билета выходит за пределы федеральной земли. При этом праздничные дни, различающиеся в разных землях, учитываются лишь тогда, когда они объявлены праздничными в земле, выдавшей билет. К примеру, если в Баварии праздничный день, а в Баден-Вюртемберге - нет, то в баварском Меммингене, в котором действует Baden-Württemberg-Ticket, этот билет будет действителен в этот день лишь с 9.00.

Почти во всех землях существуют варианты земельных билетов для одиночек Сингл, а в некоторых есть также ночные билеты, позволяющие передвигаться с 18.00 до 06.00 (до 07.00 в ночь на птн, сб. и праздничные дни)

Купить билеты можно как в кассах, так и в автоматах - и DB, и общественного транспорта.

Класс вагона ограничен вторым. В соответствующее поле необходимо вписать имя лица, собирающего пользоваться билетом самую длинную часть маршрута, и при необходимости предъявить удостоверение личности. Цена Länder-Tickets колеблется в разных землях в интервале 25-30 евро, а вариант "сингл" стоит от 18 евро.

Случается, что оба групповых билета действуют в скорых поездах IC, но о такой удаче можно узнать лишь из объявлений диктора на вокзале перед приходом поезда.

На днях DB запустил новый билет "Quer-durchs-Land-Ticket" - "Через всю страну из конца в конец". Билет действует в поездах S-Bahn, RB, IRE, RE и действителен для неограниченного числа поездок по всей территории Германии по будням с 9.00 до 3.00 следующих суток. Цена в автомате 34 евро, за каждого последующего пассажира (могут ехать максимум 5 человек) берется доплата 5 евро