Какие есть религии во Вьетнаме? Какая религия во Вьетнаме: во что верят вьетнамцы Буддизм и другие религии Вьетнама.

Однако, по данным исследования американского колледжа Питцер за 2005 года, во Вьетнаме до 81% людей являются атеистами .

В прошлом большую положительную роль в жизни страны играло конфуцианство . В период последних быстрых перемен сильные конфуцианские традиции способствовали сохранению стабильности политической жизни Вьетнама

Католичество во Вьетнаме

Христиане-католики составляют 5-7% верующих. Многочисленные католические церкви, построенные французами во времена колониализма, остались целыми и действующими, несмотря на притеснения буддистов в Южном Вьетнаме со стороны его проамериканского правителя в 70-е годы, Нго Динь Зьема, являвшегося католиком. Католическая церковь лояльна властям.

С Ватиканом у правительства СРВ всегда были сложные отношения. Во время визита в Ватикан в январе 2007 года премьер-министра Нгуен Тан Зунга и встречи с Папой Римским обсуждались пути более активного задействования потенциала вьетнамских католиков на благо всего вьетнамского общества.

Однако отношения властей и католиков не столь благостны как хотелось бы. Например, католики столицы, г.Ханоя, с декабря 2007 г. оказывают на правительство давление, проводя митинги с требованием возвратить Ватикану здание его бывшего посольства в Ханое, которое ранее было обращено в собственность государства и другие земли, на которых стоят здания частных фирм и правительственных организаций.

Например, 15 августа 2008 г. множестово прихожан под руководством пастора прихода Thai Ha в Ханой взломали стену, огораживающую фирму по производству одежды Chien Thang, вошли на ее территорию и установили статую девы Марии и кресты, а также поставили хижины, в которых совершали молитвы.

Некоторые секты христианского толка (меннониты, монтаньяры), особенно проживающие в глухих горных районах, находятся в еще более жесткой оппозиции.

Као дай, хоа хао, ислам, индуизм, Баламон

В бассейне Меконга существую сравнительно новые религиозные секты: каодай («Верховный дворец») и хоахао («Гармония и благородство») .

Каодай основывается на учении Будды, Христа, Конфуция, Виктора Гюго, Льва Толстого и других великих людей. Тремя главными святыми каодай являются китайский революционер 20-го века Сун Ят Сен, французский писатель 19-го века Виктор Гюго и вьетнамский поэт Нгуен Бинь Кхием.

Хоахао сочетает идеи буддизма, даосизма и ряда других религиозных течений. В 1940-х и начале 1950-х годов обе секты поддерживали сепаратизм на некоторых территориях, вплоть до создания собственных вооруженных формирований. Численность сторонников каодаизма около 2.5 млн., а последователей хоахао насчитывается полмиллиона.

Горные народы Вьетнама сохранили ранние примитивные верования, часть чамов придерживается индуизма , другая — ислама .

Часть национальной группы чамов исповедует религию Баламон .

Православие

В городке росссийских специалистов-нефтяников в Вунгтау функционирует православный храм . Часть русской колонии в самом крупном городе Вьетнама, Хошимине, имеет место для собраний для богослужений в самые большие даты христианства.

Вьетнам регулярно посещают представители Владивостокской епархии и Отдела внешних церковных связей РПЦ.

Обсуждается вопрос о сооружении часовни в г.Камрани на территории мемориала российско-вьетнамского военного братства.

Критика из Вашингтона

До недавнего времени Вьетнам подвергался критике со стороны США за нарушения религиозных свобод и гражданских прав. В конце 2006 года он был исключен из "черного списка" Вашингтона.

В 2004-2005 гг. во Вьетнаме были приняты "Указ о верованиях и религиях" и "Руководство для протестантских религиозных организаций". В этих документах содержится запрет на принуждение вьетнамцев к отречению от своей веры.

Религиозные общины смогли увеличить количество священнослужителей. Например, в 2005 г. в Ханое были посвящены в духовный сан 57 католических священников. Ряд протестантских церквей, закрытых в начале 2001 г., были вновь открыты и зарегистрированы. Увеличилось количество зарегистрированных религиозных организаций.

Однако, время от времени, власти Вьетнама подвергаются нападкам со стороны госдепа США за аресты отдельных священников, которые, фактически занимаются не религиозными, а политическими делами с использованием церковных площадок.

Купить горящие туры во Вьетнам означает получить шанс за небольшую стоимость увидеть прекрасную страну с богатой историей, культурой, религией.

Вьетнам - страна в юго-восточной части Азии. Ее соседи - Китай на севере, Лаос и Камбоджа на западе, а на востоке ее омывает Южно-Китайское море.

Практически все население сконцентрировано в дельтах рек двух крупнейших рек Вьетнама - Меконг и Красной реки. Хотя на протяжении многих веков страна была под иностранным господством (сначала был китайский суверенитет, а в эпоху колонизации - французский), ныне ее народ этой полностью независим, имеет собственное правительство во главе с премьер-министром и говорит на вьетнамском.

Культура и традиции Вьетнама характеризуется индивидуальным, уникальным характером.

Буддизм и другие религии Вьетнама

Верования вьетнамцев представляют собой сложную комбинацию многих религий и философских систем этики:

  • буддизм (религия, которую исповедует подавляющее большинство вьетнамцев),
  • конфуцианство,
  • католицизм,
  • даосизм,
  • протестантизм,
  • каодаизм.
  • ислам,
  • народные верования.

Буддизм пришел во Вьетнам из Китая и Индии, хотя более популярна китайская версия Махаяны (Великой Колесницы). В ней говорится, что Гаутама Будда, индийский принц, который создал буддизм, был лишь одним из многих "просвещенный", кто познал божественную силу Вселенной.

Конфуцианство, как и буддизм представляет собой систему философии и этики, прибывших из Китая.

Очень важен в стране также культ предков, который поддерживают староверы.

Особо интересна религия, которая была создана во Вьетнаме в 1926 году - каодаизм. Она сочетает в себе элементы буддизма, даосизма, конфуцианства, христианства, иудаизма, ислама, спиритизма, джайнизма и брахманизма. Каодаисты верят в Бога Као Дай, их пантеон святых включает Виктора Гюго, Сунь Ят-сена, Марию Склодовская-Кюри, Декарта, Юлия Цезаря и Чарли Чаплина. Каодаисты верят, что «душа Вселенной» была воплощена в теле этих выдающихся личностей.

Не смотря на такое разнообразие религий, согласно статистическим данным, почти 85% населения Вьетнама - атеисты.

Во Вьетнаме свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. Однако еще до недавнего времени государственные органы власти активно вмешивались в эту сферу жизни. Возможно, поэтому по официальным данным больше 80% граждан Вьетнама считаются неверующими. Мировая общественность активно критиковала существующее положение в стране, касающееся религии. И сейчас ситуация изменилась: по данным социологических опросов международных организаций большинство вьетнамцев считают себя приверженцами какой-либо веры. Интересен факт, что в стране нет «главенствующей» религии, а достаточно много самых разных верований. Еще интересней, что некоторые жители Вьетнама загадочным образом умудряются верить сразу в несколько богов.

Традиционные религии

Этим термином принято объединять разные верования, связанные с обожествлением предков и духов. Например, во Вьетнаме верят в Богиню-мать, а также существует культ предков. Традиционные религии – самые древние, их отголоски можно найти в разных странах мира. Например, в России принято отдавать часть поминального угощения умершему (рюмка водки, накрытая кусочком хлеба или конфеты на могилу). Это древняя традиция, связанная с почитанием души предков. А Богиня-мать существовала во многих ранних религиях мира, например, в греческой мифологии ей стала Гея, богиня Земли и всего, что рождается на ней.

В домах вьетнамцев распространены обычаи задавать вопросы, советоваться с умершими. Есть так называемые домашние алтари, связанные с почитанием покойных. Вьетнамцы верят, что если не проявлять уважение к прародителям, они могут обидеться и начать мстить. Интересно, что традиционные верования могут сочетаться с другими. Например, житель Вьетнама может считать себя буддистом и при этом воздавать дань памяти умершим родственникам по традициям культа предков. По некоторым данным, традиционные религии практикуют больше половины вьетнамцев.

Буддизм

Эта религия во Вьетнаме самая древняя и самая распространенная, после традиционных верований. Даже впервые посещающий страну турист поймет это по наличию статуй Будды, которые можно встретить практически везде. Сейчас во Вьетнаме, как, впрочем, и во всем мире, существует несколько направлений этой религии. Самая распространенная – буддизм Махаяны. Возникло это направление в Индии, и оттуда попало на территорию современного Вьетнама еще в 1 веке до н.э.

Туристам будет интересно посмотреть на буддийские храмы и статуи Будды. Многие из этих религиозных сооружений впечатляют своей величиной, красотой или оригинальностью. Самые знаменитые статуи и храмы:


Христианство

Во Вьетнаме религия христианская, в основном, представлена католичеством. В подтверждение этому можно увидеть католические церкви в разных городах страны. Но и православные христиане во Вьетнаме есть, в том числе выходцы из России. Католицизм в страну принесли французы, ведь эта территория находилась под их колониальным гнетом. У католиков сложные отношения с руководством страны: их, вроде бы, никто не притесняет, но они постоянно выдвигают властям новые требования. В основном претензии касаются передачи культурных объектов из государственной собственности в руки церкви. Протесты иногда доходят до столкновений с силовыми структурами.

Ислам

Исламисты Вьетнама всегда жили несколько обособлено от остального мира. И хотя они соблюдают религиозные традиции, ходят в мечети и чтут Коран, некоторые ритуалы проходят здесь своеобразно. Например, Рамадан длится у вьетнамских исламистов три дня, а не месяц, как у мусульман всего мира. Мечетей в стране мало, поэтому обычные туристы могут и не побывать там.

Остальные религии


Какая религия во Вьетнаме есть еще? Их много: есть в стране и иудаизм, и конфуцианство, и новые течения, такие как Каодай и Хоахао. Два последних культа возникли из смеси разных религий: христианства, буддизма и прочих. Считается, что Каодай проповедует больше 2 млн.человек, но это неофициальная информация.

Кем бы вы ни являлись по вероисповеданию, побывав во Вьетнаме, обязательно посетите храмы со статуями Будды. Это – одна из главных достопримечательностей страны. И не отказывайтесь от экскурсии, ведь вы можете узнать много интересного об особенностях буддизма во Вьетнаме. Даже если вы совсем не интересуетесь религией, старинные пагоды с величественными статуями произведут на вас впечатление!

Основные религиозные направления во Вьетнаме - Буддизм (который делится на Даосизм и на Конфуцианизм), Христианство (Католицизм и Протестантство), Ислам, Каодаизм и секта «Hoa Hao».

Буддизм

Буддизм появился во Вьетнаме приблизительно во 2-ом столетии и достиг своего пика в династии Ly (11-ое столетие). Тогда Буддизм был признан главной - официальной религией Вьетнама. Буддизм проповедовался широко среди населения, и это глубоко влияло на повседневную жизнь людей. Его влияние также оставило отметки в различных областях традиционной литературы и архитектуры, что соответствует большому количеству пагод и храмов, построенных в это время. В конце 14-ого столетия Буддизм начал терять свои позиции среди массы населения. Идеологическое воздействие Буддизма, однако, осталось очень сильным в социальной и культурной жизни. Сегодня, более чем 70 процентов населения Вьетнама, или являются буддистами или находятся под сильным влиянием буддистских нравов.

Католицизм

Католицизм появился во Вьетнаме в 17-ом столетии. В настоящее время есть густонаселенные католические области в стране – «Bui Chu-Phat Diem» в северной провинции «Ninh Binh» и «Ho Nai-Bien Hoa» в провинции «Dong Nai» на Юге. Приблизительно 10 процентов населения проповедуют католицизм.

Протестантство

Протестантство было занесено во Вьетнам приблизительно в то же самое время, что и католицизм. Протестантство, однако, остается неясной религией. В настоящее время большинство протестантов живет в районе улицы «Hang Da». Там же находится и протестантская церковь в Ханое . Число протестантов, живущих во Вьетнаме, оценено в 400 000 человек.

Ислам

Исламские последователи во Вьетнаме вышли из группы этнического меньшинства «Cham», живущей в центральной части центрального побережья. Число исламских последователей во Вьетнаме, оценено приблизительно в 50 000 человек.

Каодаизм

Каодаизм впервые появился в стране в 1926 году. В основном его проповедуют в поселении «Cao Dai», которое находится в Южном Вьетнаме, недалеко от церкви в «Tay Ninh», расположенной в 90 км от Хошимина . Число последователей этой секты оценивается в 2 миллиона человек.

Секта «Hoa Hao»

Секта «Hoa Hao» появилась во Вьетнаме в 1939 году. Более 1 миллиона вьетнамцев являются последователями этой секты. Большинство из них живут в Юго-Западной части Вьетнама.

Вероисповедание Матери или культ Матери («Tho Mau»)

Исследователи описывают вьетнамский культ вероисповедания Матери как примитивную религию. Мать, «Me» на вьетнамском языке, произносится «Mau» в китайском подлиннике. Культ поклонения матери, может быть, происходит от культа богини в древние века. В средние века, Матери поклоняются в храмах и дворцах. В связи с тем, что это поклонение обычай, а не религия, культ поклонения Матери не была организована, как буддизм или католицизм. В результате, различные отголоски культа еще имеют место быть в разных местах по различным обычаям.

Обычай вероисповедания Матери произошел с севера. На юге религия воплотилась в местных богинях, таких как, «Thien Y A Na» в Хюэ и «Linh Son» в провинции «Tay Ninh». Фактически, культ вероисповедания Матери был под влиянием других религий, главным образом Даосизма.

Какие есть религии во Вьетнаме?

Как-то принято было считать, что Вьетнам – буддийская страна, по аналогии с его южно-азиатскими соседями. Оказывается, совсем нет. И не потому, что это социалистическая республика. А потому, что около 70% вьетнамцев просто атеисты. Официальной – государственной – религии здесь нет, но по статистике 16% населения – буддисты, 8% — христиане (католики и протестанты), есть мусульмане, индуисты, анимисты и адепты небольших религиозных сект. Абсолютно все вьетнамцы практикуют культ предков и ещё совсем маленький процент – это приверженцы национальной религии Као-дай.

Во II веке н.э. во Вьетнам пришёл буддизм. Это было направление Махаяна, одно из самых гуманных религиозных учений в мире. Оно считается «северным», так как распространено в Китае, Японии, Корее и на севере Вьетнама. Чуть позже на юге в дельте Меконга появляются последователи другой ветви буддизма, более ортодоксальной – Тхеравада. Ныне их осталось немного – это вьетнамские кхмеры.

Индуизм появился на территории Вьетнама во времена Чамского государства. Он пришёл в виде шиваизма – его завезли из Индии. И по сей день стоят по всему Вьетнаму Чамские башни – древние индуистские храмы, некоторые из которых до сих пор действуют. Один из таких – Мишон в Центральном Вьетнаме.

Конфуцианство – это чистое влияние Китая. Оно насаждалось во времена китайского владычества, длившегося почти 8 веков. Китайцы, стремясь лишить народ его культурной самобытности и самостоятельности упорно, преодолевая сопротивление местного народа, создавали школы конфуцианства. При этом внедрялась и китайская письменность. Но одолеть буддизм китайцам не удалось, потому что в свою веру они обращали в основном знатный и чиновный люд. А основная масса народа оставалась верна своей буддийской вере. И, тем не менее, конфуцианство в XIV веке стало основной государственной религией и оставалось ею вплоть до XIX века.

Ещё одной религией «обогатил» Китай своих соседей – даосизмом. Его влиянию подверглись многие местные вьетнамские верования. Основная его идея – согласие с мировым порядком, гармония человека и природы. Постепенно даосизм «оброс» ритуалами и суевериями, стараясь проникнуть в тайны мироздания и вселенной.



Христианство – это наследие французского колониального периода. Первые миссионеры появились во Вьетнаме в XVI веке, а с приходом французов стали возводится католические соборы. Иногда, кажется, что проще встретить во Вьетнаме католический храм, чем буддийскую пагоду. Католическое рождество отмечается во Вьетнаме широко и вьетнамцы-католики с удовольствием демонстрируют вам свои нательные крестики.

Протестантство завёз во Вьетнам канадский миссионер в начале XX века. За ним потянулись члены Христианско-миссионерского союза. В результате сегодня во Вьетнаме присутствует Южная Евангельская Церковь Вьетнама и меньшая Северная Евангельская Церковь.



Ислам пришёл во Вьетнам в XVII века, когда стало рушиться Чамское государство и чамы стали принимать ислам под влиянием арабов-торговцев. Многие из них перебирались на юг в дельту Меконга, соединяясь там с кхмерами, которые тоже были в те времена носителями ислама. Но конфессия их очень незначительна, к тому же совершенно обособленна от других представителей этой религии в мире. Таким образом, вобрала в себя все сколько-нибудь значимые религии мира.

Культ предков

Это то, чему поклоняются все вьетнамцы. Он основан на вере в то, что все умершие предки находятся в постоянной связи с живыми потомками. В каждом доме, в каждом офисе, кафе, ресторане, магазине, захудалой лавчонке обязательно есть алтарь предков. Каждый день на нём зажигаются ароматические палочки, он должен быть прибранным и чистым. Кроме того, на алтаре предков всегда должны быть фрукты. Это святое.

Никогда вьетнамец не откроет своё дело без того, чтобы не попросить у предков процветания и много денег. Проводится целый ритуал. Для этого перед открываемым магазином, частным офисом, кафе или мастерской собираются все, кто причастен к будущему делу – хозяева и работники. У порога выставляется специальный металлический тазик, зажигаются палочки, читается молитва и затем в тазике сжигаются ритуальные деньги. Они продаются в магазинах специально для таких случаев. Предки потом вернут их своим потомкам в виде доходов от бизнеса.



Особые почести воздаются умершим в канун праздника Тэт. Их приглашают вернуться к семье, чтобы вместе встретить Новый год. Под открытое небо выставляется стол, уставленный угощением. В последний день лунного года все обязательно навещают могилы, чистят домашний алтарь и приводят в порядок молитвенные комнаты, где обычно помимо алтаря находятся и портреты умерших родственников.

Дважды в лунный месяц – каждый второй и пятнадцатый день выставляются такие же столы с угощением. На них присутствует не только еда, но и рисовая водка, и раскуренные сигареты – по числу умерших родственников. Они должны получать такое же удовольствие, как и живые.

По вьетнамским поверьям души всех умерших сначала попадают в ад. Один раз в год (приходится на август) открываются ворота в ад и в это время нужно передать покойным одежду и деньги. Считается, что они нуждаются в них так же, как и живые. Поэтому каждый август возле домов выставляются уже упомянутые тазики, в которых сжигается старая одежда и ритуальные деньги – деньги для ада.