Крушение самолета «Руслан» на жилой дом в Иркутске. Зона падения

Сегодня, 16 января, в 7.31 в Чуйской области, в районе села Жаны-Жер, где расположены дачи, упал грузовой самолет "Боинг-747-400F", совершавший рейс Гонконг - Бишкек - Стамбул. На борту находилось 4 человека. В настоящий момент известно уже о более 30 погибших, поскольку самолет упал на жилые дома. К сожалению, это далеко не единственный случай, когда самолеты падают в оживленные районы, что приводит к многочисленным жертвам. Kaktus при содействии партнера "Открытая Азия онлайн" собрала самые крупные подобные авиакатастрофы в одном материале.

РОССИЯ

Жуткая трагедия случилась 6 декабря 1997 года в Иркутске. Военно транспортный самолет Ан 124 "Руслан" из за последовательного отказа трех из четырех двигателей сразу после взлета упал на жилой район.

Рухнувшее судно задело несколько многоэтажек, а также здание детского дома. Трагедия унесла жизни 72 человек, при этом 23 человека были на борту самолета, остальные погибшие, в том числе 14 детей, находились на земле. Без крова остались более 70 семей.

"Руслан" перевозил на борту два истребителя, которые были собраны на заказ для Вьетнама. К тому же, перевозчик был под завязку заправлен топливом, что стало причиной масштабного возгорания. К моменту прибытия пожарных расчетов, уцелевшие люди метались на балконах и в открытых окнах. Спасателям пришлось разворачивать лестницы и снимать людей.

США

9 декабря 2014 года из-за падения частного самолета на дом погибли 6 человек. Двухмоторный реактивный самолет Embraer EMB-500 упал, не долетев до аэропорта Монтгомери около километра. Погибли три человека, находившиеся на борту, а также женщина и двое детей в двухэтажном доме, на который он рухнул. Обломки повредили несколько строений. В двух соседних дома начался пожар.

Жертвами падения самолета на жилой дом в городе Экрон (штат Огайо) 11 ноября 2015 года стали девять человек – два пилота и семь пассажиров. Из находившихся в момент катастрофы на земле не пострадал никто – в доме было пусто.

10-местный бизнес-джет Hawker H25 вылетел из Дейтона и планировал совершить посадку на аэродроме Экрон Фултон, однако упал в трех километрах от него. При падении он оборвал провода коммунальной линии электропередачи. После того как самолет врезался в жилой дом, он загорелся и развалился на части.

ИНДОНЕЗИЯ

21 июня 2012 года самолет Fokker-27 с военнослужащими на борту потерпел крушение, рухнув на жилые дома в окрестностях Джакарты.


В результате катастрофы погибли девять человек, пострадали более 30. Очевидцы происшествия услышали рев моторов, а затем прогремел взрыв. Самолет повредил 8 домов жилого комплекса, расположенного неподалеку от аэропорта "Халим". Погибли шестеро из семерых военнослужащих, находившихся на борту и три человека на земле, 35 были доставлены в больницу.

130 человек погибли при крушении военно-транспортного самолета в жилом квартале города Медан на острове Суматра. Трагедия произошла 30 июня 2015 года. Падая, борт Hercules С-130 задел несколько зданий. Все 113 человек, находившиеся в лайнере, погибли – это военнослужащие и их семьи. Остальные жертвы – оказавшиеся на месте падения жители.

Трагическое совпадение. В 2005 году пассажирский Боинг-737, вылетая из международного аэропорта Медана, так же рухнул на жилые дома. В том же самом районе. Среди 143 жертв катастрофы 30 человек находились на земле. Спустя 10 лет трагедия, которую едва ли успели позабыть, в точности повторилась.

ЯПОНИЯ

26 июля 2015 года в Японии пятиместный самолет рухнул в жилом квартале. Падение произошло на расстоянии 1,8 километра от места взлета. На месте катастрофы погибла женщина. Не выжили и два пассажира, трое получили травмы. Пожар охватил пять жилых домов и несколько автомобилей.


БРАЗИЛИЯ

7 человек погибли в результате падения самолета на жилой дом в северной части Сан-Паулу. 20 марта 2016 года самолет СА-9 летел из Сан-Паулу в Рио-де-Жанейро. Он рухнул почти сразу после взлета. Очевидцы рассказали, что были заметны трудности при наборе высоты, так как воздушное судно летело слишком низко. Все погибшие находились на борту самолета, жителям дома удалось спастись.

ИНДИЯ

13 июня 2016 года на северо-западе Индии потерпел крушение истребитель МиГ-27, задев при падении жилые дома.


Бомбардировщик совершал тренировочный полет и рухнул в 5 километрах от базы ВВС "Джодхпур". В результате были разрушены два дома и разбиты более 10 машин. Были ранены три человека, все – местные жители. Обоим пилотам, управлявшим самолетом, удалось катапультироваться.

Каждый год 6 декабря ровно в 14.45 на весь микрорайон Иркутск -2 слышатся звуки колокола. Горожане вспоминают жертв страшной авиакатастрофы 1997 года. Именно в этот день и в этот час военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» 20 лет назад рухнул на жилой дом...

Трагедия развернулась за считанные секунды. Огромный Ан-124 с двумя истребителями Су-27 на борту, который выполнял рейс Москва - Иркутск - Владивосток - Камрань, взлетел с аэродрома в Иркутске-2. Едва самолет оказался в воздухе, как у него отказали сразу три двигателя, после чего он перешел на резкое снижение.

Когда он только взлетел, я сразу заметил: у двигателя промелькнуло что-то красное, похожее на искры, - рассказывает Сергей Белоусов, который тогда работал помощником начальника восьмой пожарной части и оказался на летном поле. – Я тут же крикнул об этом напарникам, мы прыгнули в машины, но в этот момент уже увидели густой черный дым… На месте крушения мы были через несколько минут.

Позже выяснится, что летчики до последнего пытались не задеть жилые высотки, но крыло самолета зацепило двухэтажное деревянное здание. От этого судно развернуло, и «Руслан» упал прямо на дом по улице Гражданской, 45, а его огромный хвост остался на пятиэтажке по улице Мира. Погибли все, кто был на борту: 8 членов экипажа и 15 пассажиров, а также 49 человек на земле, из них 14 детей… Многих спасла случайность. Например, в этот субботний день в Иркутске играла хоккейная «Сибскана», на матч которой против «Уральского трубника» на стадионе собралось 12 тысяч человек. Несколько десятков болельщиков отправились на «Труд» и из дома по улице Гражданской.

Одним из первых, кто оказался на месте страшного пожара, возникшего из-за разлившегося керосина, оказался и житель дома № 45 - 25-летний тогда пожарный Юрий Старовойтов . В тот день он был на смене, а в разрушенной горящей квартире… остался его младший брат.

Когда ехали, я уже понимал, что самолет мог упасть на мой дом, - даже спустя 20 лет Юрию трудно вспоминать тот день. - Братишке было всего 18 лет, он учился как раз на авиастроителя. На разборах завалов я проработал все дни. В грудах обломков из вещей нашел только пачку обгорелых фотографий. Они сохранились, потому что лежали в диване.

Серьезно пострадал и детский дом № 1, в который попали обломки. В момент авиакатастрофы у 156 дошколят был сончас.

Дети босиком выбегали на 25-градусный мороз , - рассказывает директор детского дома Галина Крюкова . – Хорошо, заводчане быстро предоставили нам автобусы и мы вывезли ребятишек в школу-интернат № 13, потому что оставаться в нашем здании было невозможно. Одна половина его выгорела полностью, а другую залили пожарные.

После того как пожар был потушен, спасатели продолжали проливать участок водой, ведь разлитый керосин мог вспыхнуть в любую минуту. Ну а чтобы снести дом по Гражданской и убрать повисший хвост, понадобилась почти неделя.

Местные жители и спасатели объединились, - вспоминает заместитель начальника Управления государственной противопожарной службы Валерий Перфильев . – Пенсионеры мерзли на улице, предлагали пожарным и курсантам, которые стояли в оцеплении, пройти к ним домой погреться, носили горячий чай, пирожки, носки, перчатки.

6 декабря 1997 года военно‑транспортный самолет Ан‑124 "Руслан" из‑за последовательного отказа трех из четырех двигателей упал на жилой район города Иркутска сразу после взлета.

Самолет совершил взлет с аэродрома Иркутск‑2 в субботу в 14.40 по местному времени (09.40 мск). На его борту находились два истребителя Су‑27, собранные Иркутским авиационным производственным объединением, которые должны были быть доставлены во Вьетнам.

В течение менее чем полуминуты после отрыва самолета от взлетно‑посадочной полосы произошло выключение первого и третьего двигателей, после чего то же самое произошло и со вторым двигателем. Попытка по удержанию воздушного судна на одном оставшемся двигателе, предпринятая экипажем под командованием подполковника Владимира Федорова, не увенчалась успехом, и машина, войдя в правый крен, рухнула на дом №45 по улице Гражданской. Хвост самолета существенно задел дом №120 по улице Мира, а остальные обломки — находившееся рядом здание детского дома. К тяжелым последствиям катастрофы в немалой степени привели и мгновенно воспламенившиеся десятки тонн авиационного топлива. Спустя несколько минут после катастрофы пожарные машины прибыли на место катастрофы и начали эвакуировать людей. Из горящих квартир пожарные вынесли двадцать семь человек.

В ночь на 7 декабря 1997 года в Иркутск прилетели премьер‑министр РФ Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу, оперативная группа МЧС — двадцать два спасателя и с ними четыре поисковые собаки.

К утру 7 декабря 1997 года пожар был локализован, однако отдельные очаги, в основном перекрытия зданий и несгоревшее топливо, еще дымились и периодически загорались. Спасатели начали разбор завалов и извлечение тел погибших. Оставшиеся без крова люди были временно размещены в детских яслях. Организован сбор вещей и продуктов от населения.

Хвостовая часть самолета, оставшаяся практически неповрежденной, опиралась на соседнее со сгоревшим домом здание и создавала угрозу для работающих спасателей. Днем 7 декабря было принято решения уронить хвост самолета на землю. Остовы сгоревших домов пришлось полностью снести.

Внутренние переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно отказа двигателей. Причины их выключения как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось . Вместе с тем, специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д‑18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор сич" (именно такие двигатели были установлены на погибшем Ан‑124).

Министр МЧС Сергей Шойгу после катастрофы объявил, что вины экипажа в ней нет . Самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году.

В 1999 году в Иркутске на улице Мира на месте одного из разрушенных домов была возведена церковь Рождества Христова, первая же служба в которой была посвящена памяти погибших.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Первая крупная авиакатастрофа 2017 года, которая произошла утром 16 января под Бишкеком, получилась не самой типичной. Большинство жертв на сей раз были не пассажирами и членами экипажа, а жителями .

Транспортный самолет Boeing 747 турецкой компании ACT разбился при заходе на посадку в киргизском аэропорту Манас. Лайнер упал на поселок Дача-Суу, расположенный в 1,5-2 км от взлетной полосы аэропорта.

В Дача-Суу разрушено не менее 15 домов, жители которых и составили большинство из 37 погибших, о которых известно на данный момент.

Проживание в непосредственной близости от аэропорта, особенно в зоне, через которую проходит линия взлета и посадки самолетов — вещь небезопасная. При строительстве воздушных гаваней делается все, чтобы минимизировать подобную угрозу.

Но иногда новые жилые поселки в опасной зоне появляются уже после того, как аэропорт начинает работу. Иногда бывает и по-другому — аэропорт из-за дефицита места изначально располагают вблизи районов массовой застройки. В таких случаях остается уповать только на мастерство пилотов и надежность систем безопасности.

Неписаный закон летчиков гласит — экипаж должен уводить самолет от жилых кварталов, даже если такой маневр может стоить жизни самим летчикам.

Вот только сделать это порой невозможно. При взлете и посадке катастрофическая ситуация развивается настолько быстро, что времени для принятия каких-либо мер просто не остается.

Несмотря на то, что сценарий катастрофы, подобный тому, что произошел под Бишкеком, не самый распространенный, трагических случаев подобного рода немало.

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

  • © РИА Новости / Табылды Кадырбеков

1992 год. Грузовой Boeing 747 упал на жилой комплекс в Амстердаме

Грузовой самолёт Boeing 747-258F-SCD авиакомпании El Al 4 октября 1992 года совершал рейс LY 1862 по маршруту Нью-Йорк—Амстердам—Тель-Авив. Через шесть минут после взлета из аэропорта Амстердама произошел отказ двух правых двигателей. Пилоты развернули самолёт и пытались посадить его в аэропорту Амстердама, но лайнер опрокинулся и рухнул на жилой комплекс «Грунэвэн» в пригороде Бэйлмер.

Лайнер врезался в 6-й этаж 11-этажного жилого здания, разрушив 31 квартиру. Всего погибли 43 человека, 39 из которых были жильцами разрушенного здания. Кроме того, 26 человек на земле получили ранения различной степени тяжести.

Версия о теракте, которая рассматривалась изначально, подтверждения не получила. Следствие установило, что крепление третьего двигателя в момент максимальных взлетных нагрузок не выдержало из-за усталости металла. Оторвавшийся двигатель врезался в соседний, четвертый, оторвав его, а также повредив поверхность крыла. После этого удержать самолет в воздухе оказалось невозможно.

1996 год. Самолет Ан-32 врезался в заполненный людьми рынок в Киншасе

8 января 1996 года в столице Демократической Республики Конго (на тот момент носившей название Заир) Киншасе произошла самая масштабная катастрофа по количеству жертв на земле.

Российский грузовой самолёт Ан-32Б авиакомпании «Московские воздушные линии» (Moscow Airways) совершал грузовой рейс из Киншасы в Кахембу.

Самолет начал разбег, достиг расчетной скорости взлета, но не смог оторвать от земли. Действия экипажа по прекращению взлёта не предотвратили выкатывания самолета за пределы ВПП и аэропорта.

Рядом с аэропортом находился рынок, заполненный людьми. Самолет влетел в толпу, промчался по торговым рядам около 240 метров и загорелся от столкновения с рыночными постройками.

Из шести членов экипажа погиб только бортмеханик, остальных эвакуировали. На земле погибли 297 человек, преимущественно женщин и детей, ещё 253 получили ранения.

Тела погибших оказались настолько изувечены, что удалось идентифицировать личности лишь 66 человек. Неопознанные жертвы были похоронены в братской могиле.

Российскими следственными органами было установлено, что полеты «Международных воздушных линий» выполнялись со значительными нарушениями, что привело к запрету деятельности компании 4 января 1996 года комиссией Московского регионального управления воздушным транспортом по причине некачественного техобслуживания воздушных судов. Однако компания незаконно продолжала свою деятельность вплоть до катастрофы в Киншасе.

Причиной катастрофы, по мнению следователей, явилось выполнение полета с взлетной массой, превышающей максимально допустимую. По расчетам, взлетная масса самолёта при взлёте составляла 29 200-34 000 кг, то есть превышала максимально допустимую 27 000 кг.

Власти Заира обвинили в убийстве двух граждан России — командира Ан-32 Николая Казарина и второго пилота Андрея Гуськова . Летчики было осуждены на два года лишения свободы каждый.

1997 год. Грузовой Ан-124 «Руслан» упал на жилые кварталы Иркутска

6 декабря 1997 года самолет Ан-124-100 перевозил во Вьетнам два истребителя Су-27УБК, собранных Иркутским авиационным заводом. Через три секунды после отрыва от взлетно-посадочной полосы аэродрома Иркутска произошел отказ одного из двигателей. В течение следующих 8 секунд отказали еще два двигателя. Транспортный самолёт с левым креном и малой поступательной скоростью рухнул на дом № 45 по улице Гражданской. Хвост самолёта существенно задел дом № 120 по улице Мира, а остальные обломки — здание детского дома.

Десятки тонн топлива мгновенно воспламенились, не оставляя людям шансов на спасение.

Всего погибли 72 человека, из которых 49 — на земле, включая 14 детей.

Официально причиной отказа двигателей была признана перегрузка самолета, хотя с этой версией до сих пор согласны не все эксперты.

2000 год. Крушение «Конкорда» под Парижем

25 июля 2000 года сверхзвуковой пассажирский лайнер «Конкорд» авиакомпании Air France выполнял чартерный рейс AFR 4590 по маршруту Париж—Нью-Йорк.

Во время разбега по ВПП у самолета загорелся левый двигатель. Остановить взлет было уже невозможно, и экипаж принял решение взлетать, чтобы затем развернуться и совершить вынужденную посадку. Однако отказ еще одного двигателя фактически лишил пилотов возможности управлять лайнером. Спустя две минуты после взлета «Конкорд» рухнул на небольшой отель «Hôtelissimo Les Relais Bleus» в муниципалитете Гонесс примерно в 3 километрах от аэропорта. Лайнер полностью разрушился, здание отеля охватил пожар. В результате катастрофы погибли 113 человек — 109 на борту «Конкорда» и 4 человека, находившихся в отеле. Ещё 12 человек на земле получили ранения.

Следствие установило, что при разбеге авиалайнера по ВПП произошло повреждение шины основного шасси титановой пластиной, которая отделилась от двигателя американского самолёта McDonnell Douglas DC-10, совершавшего взлёт по той же полосе. Обломки покрышки пробили балансировочный топливный бак, вследствие чего произошло короткое замыкание и воспламенение авиатоплива, а затем пожар двигателя.

Катастрофа под Парижем поставила точку в истории коммерческой эксплуатации «Конкордов».

Интересно, что сверхзвуковой «Конкорд» погиб всего в 5 км от места, где в 1973 году во время демонстрационного полета разбился другой сверхзвуковой пассажирский лайнер — Ту-144.

3 июня 1973 года во время демонстрационного полета в рамках авиасалона в Ле-Бурже Ту-144 внезапно вошел в пике, а через несколько секунд рассыпался в воздухе и упал на расположенные под ним жилые районы городка Гуссенвиль.

В катастрофе погибли все 6 членов экипажа, а также 8 человек на земле, включая троих детей. 25 человек на земле получили ранения.

Военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан" 6 декабря 1997 года упал на жилые дома в Иркутске-2. Сегодня ровно 20 лет со дня авиакатастрофы, которая унесла жизни 72-х человек. Очевидцы до сих пор с ужасом вспоминают тот субботний день. Хронологию трагического события представляет ИА IrkutskMedia.

6 декабря 1997 года в 14.42 военно-транспортный самолет Ан-124 взлетел с аэродрома в Иркутске-2. "Руслан" перевозил два истребителя Су-27, собранных на Иркутском авиазаводе, во Вьетнам.

Подполковник внутренней службы, заместитель начальника второго отряда Федеральной противопожарной службы по Иркутской области Игорь Уткин рассказал, что готовились к отправке "Руслана" заранее. На взлетной полосе находилось много пожарных расчетов.

Я был на аэродроме. Нам сразу стало ясно - что-то идет не так. Невооруженным глазом было видно, что самолет не может набрать высоту. Все произошло моментально…" - вспоминает Игорь Уткин.

Через три секунды после отрыва на высоте пяти метров отключился двигатель №3. Спустя шесть секунд на высоте 22-х метров произошла остановка второго двигателя, еще через две секунды – третьего. Экипажу не удалось удержать самолет на одном двигателе. "Руслан" рухнул на жилой дом №45 по улице Гражданской. Хвост снес часть дома №120 по улице Мира, а остальные обломки упали на здание детского дома. Начался страшный пожар. На место незамедлительно прибыли огнеборцы.

Баки Ан-124 были полными, а это около двух железнодорожных цистерн. Топливо разлилось, пожар вспыхнул мгновенно. Мы снимали людей прямо с горящих балконов, - рассказал Игорь Уткин.

Жительница дома №120 по улице Мира Светлана Тимошкова в этот день была дома. Днем она пошла подметать подъезд, согласно графику уборки.

Я забрала корреспонденцию из почтового ящика и решила унести ее домой, села посмотреть газеты. В это время как раз все и произошло. Я почувствовала сильный толчок, вышла посмотреть, что там случилось. Мне показалось, что это землетрясение. Открыла дверь, а там вообще ничего не было видно. Просто темная яма. Все в черном дыму. Я быстро собралась и пошла на балкон, который выходил на другую сторону дома. Приехали пожарные, предлагали меня эвакуировать по вертикальным лестницам, которые цепляются за балкон, и по ним нужно спускаться. Но я отказалась, поняла, что не смогу. И дождалась пожарную машину, меня спустили по лестнице под наклоном, - вспоминает Светлана.

Площадь горения обломков самолета, топлива и зданий составила около 11 тысяч кв. метров. Территория тут же была оцеплена. На месте катастрофы был создан оперативный штаб по ликвидации последствий.

В доме №45 по Гражданской жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире был его младший брат, который сидел за столом, занимался. Когда мы нашли его, мальчик сидел в той же позе, он даже не успел ничего понять, - вспоминает Игорь Уткин.

Пожарные и спасатели работали без отдыха и сна. На месте работали медики, был организован обогрев и питание участников ликвидации последствий. Специалисты занимались размещением жильцов, которых удалось спасти. В ночь на 7 декабря в Иркутск прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, оперативная группа МЧС. К утру пожар удалось потушить, начались работы по извлечению из-под обломков и опознанию тел погибших.



Горе, пронесенное сквозь года: Со дня крушения Ан-124 . Фото: Пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области

Хвостовая часть самолета опиралась на дом №120. Днем 7 декабря было принято решение уронить хвост самолета на землю. Вечером из Москвы вылетела группа подрывников, чтобы по окончании спасательных работ обрушить стены домов. В течение 8 декабря практически все остатки разрушенного самолета были убраны. 10 декабря решение о взрыве пострадавшего дома было отменено ввиду опасности повреждения городских коммуникаций, и его остатки были разрушены обычными способами.

Нам предлагали услуги профессиональных психологов, я отказалась. Однако через полгода у меня появился страх возвращаться домой, именно в этот дом. В итоге сменила квартиру и переехала в другой район, - вспоминала через 18 лет Светлана.

Для расследования причин катастрофы была создана специальная комиссия. Внутренние переговоры экипажа не сохранились - оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно отказа двигателей. Причины их выключения как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось. Вместе с тем, специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д‑18Т, изготавливавшихся украинским ОАО "Мотор сич" (именно такие двигатели были установлены на погибшем Ан‑124), пишет РИА "Новости".

Министр МЧС Сергей Шойгу после катастрофы объявил, что вины экипажа в ней нет. Самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики.

В 1999 году в Иркутске на улице Мира на месте одного из разрушенных домов возведен храм Рождества Христова, первая же служба в котором была посвящена памяти погибших.



Храм Рождества Христова. Фото: Оленникова Мария, ИА IrkutskMedia