Небесные вакансии: авиация и работа в аэропорту. Некомерческая деятельность авиапредприятия Где искать работу

Практически у всех самолеты и аэропорт ассоциируются с романтикой и интересными путешествиями. Безусловно, трудоустроиться в аэропорту мечтают многие, ведь это возможность построить себе хорошую карьеру. Выясним, как начать работать в воздушной гавани, а также варианты вакансий, которые открываются перед молодыми специалистами.

Сотрудники службы охраны

Перед тем как устраиваться, нужно определиться с вакансией. Для одних требуется высшее образование, а для других – нет. Кроме образования, для серьезной должности не помешает стаж работы, а также дополнительные знания. К примеру, знание английского языка хотя бы на разговорном уровне необходимо для тех, кто регистрирует пассажиров, а также для работников пункта валют и персонала ресторана. Дополнительным преимуществом будет знание других языков, особенно азиатских.

Перед тем как поступить в штат сотрудников, нужно пройти специальное обучение или курсы. Далее кандидатов ожидает испытательный срок, который зачастую составляет не менее одного месяца. Если молодой работник покажет себя с лучшей стороны, то его принимают на работу. Нужно понимать, что работа в аэропорту – это не только интересно, а и очень ответственно.

Вам необходимо не только вовремя приходить на работу и выполнять свои непосредственные обязанности, но и порой работать сверх нормы, без дополнительного гонорара. Также нужно быть готовым к ночным сменам, сложному графику, конфликтам, которые нередко возникают в аэропорту, и т. п. Зачастую аэропорт находится далеко от города, поэтому надо быть готовым к тому, что на работу придется долго добираться. Далеко не все авиаузлы обладают транспортом, который развозит персонал по домам.

Найти подходящую вакансию можно на официальном сайте того или иного аэропорта . Как правило, менеджеры по персоналу публикуют на своем ресурсе горячие вакансии. Требования ко всем четко расписаны, поэтому вы сразу поймете, подходит ли вам предложение. После этого вам нужно связаться с менеджером либо отправить на электронный адрес свое резюме. Если вы заинтересуете представителя компании, то он назначит вам собеседование. На собеседовании зачастую задают следующие вопросы об:

  • образовании;
  • опыте работы;
  • навыках и умениях по конкретной должности;
  • общие вопросы, чтобы понять, разбираетесь ли вы в сфере, в которой планируете работать.
  • возможно также, что спросят: чем вас привлекает работа в аэропорту?

Далее у вас могут попросить распечатанный вариант резюме . Если все в порядке, вам предложат пройти подготовительные курсы и испытательный срок. При успешном прохождении вы станете работником аэропорта.

Молодежь осваивает профессию работника ВПП

Кто работает в аэропорту: профессии

Те, кто желают работать в воздушных воротах, часто задаются вопросом: кем можно работать в аэропорту? Как мы говорили, все зависит от образования. Увы, без высшего образования вас не возьмут на престижную должность. Перед теми, кто не имеет высшего, открываются исключительно такие вакансии:

  • Грузчики. Они занимаются разгрузкой багажа. Для того чтобы поступить на эту работу, нужно быть молодым, сильным и желательно спортивным. Берут на эту должность только мужчин.
  • Уборщицы. Обычно эту работу выбирают женщины, причем немолодого возраста. В их обязанности входит уборка всего комплекса.
  • Мойщики. Они, в отличие от уборщиц, моют только салоны самолетов и их наружную часть. Мытье пола в их обязанности не входит.
  • Заправщики. Это также вариант для мужчин. Заправщики непосредственно заправляют воздушные судна горючим. Надо сказать, что это довольно ответственная работа, поэтому абы кого на нее не берут.

Если говорить о том, кем можно работать девушке в аэропорту, причем без образования, то это, конечно, работа продавцом. Зачастую в аэропортах огромное количество магазинов, куда требуются ответственные работники. Достаточно иметь полное среднее образование и пройти курсы для получения данной должности . Однако продавцом в аптеку без соответствующего образования не возьмут. Только людей, окончивших медицинское училище, берут на такую работу.

Если у вас имеется высшее медицинское образование, вы также можете претендовать на должность медика в санитарную часть аэропорта. Тем, кто имеет среднее медицинское образование, разрешается мыть полы в санчасти, подготавливать растворы и инструменты для врачей.

Подробнее о вакансиях

Мы рассмотрели далеко не весь список профессий в аэропорту. Все знают, что в аэропортах есть кафе и рестораны. Именно поэтому для данных заведений всегда требуются порядочные сотрудники. Перед работниками открывается целый список вакансий:

  • повар;
  • кондитер;
  • мойщик посуды;
  • официант;
  • бармен;
  • пекарь.

Повар в ресторане обычно не занимается выпечкой, поэтому для этого есть отдельные сотрудники. Повара готовят горячие блюда, салаты, десерты и т. п. Практически все эти вакансии требуют среднего специального образования. Лишь официантом, барменом и мойщиком можно стать, окончив только школу. Вакансии, связанные с военной службой, имеют главное место в аэропорту. Речь идет о таких профессиях:

  • охранник;
  • контроллер;
  • работник по проверке документов;
  • работник, который досматривает багаж и т. п.

Также в аэропорту всегда требуются менеджеры, кассиры, прорабы, визуализаторы, планировщики, кабельщики-спайщики, мастера по газодымозащите и т. п.

Плюсы и минусы работы в аэропорту

Безусловно, работа в воздушной гавани имеет массу преимуществ. Однако все зависит от конкретной должности. Конечно, уборщицей мало кто желает работать, но заработная плата такого работника в аэропорту несколько выше, чем в любом другом заведении. В среднем уборщицы там получают 13-15 тыс. рублей . Данный вариант подходит для женщин, которые давно на пенсии. В целом, достоинства трудоустройства в аэропорту такие:

  • оплачиваемые больничные и отпускные;
  • стабильная работа;
  • конкурентная заработная плата;
  • дружный и большой коллектив;
  • возможность найти хороших друзей, а также спутника жизни;
  • льготные кредитные программы;
  • карьерный рост;
  • частые премии.

Минусы такие:

  • длительный рабочий день;
  • ночные смены;
  • возможные конфликтные ситуации;
  • огромная ответственность (особенно у тех, кто проверяет багаж, и регистрирует пассажиров);
  • отдаленность от дома, так как аэропорты зачастую находятся далеко от центра города;
  • угроза жизни, поскольку в аэропортах могут быть теракты.

Для того чтобы стать работником авиаузла, нужно не только иметь соответствующие знания, желание и диплом, но и обладать такими качествами, как доброжелательность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, сдержанность и ответственность. Только тот работник, который соответствует всем этим параметрам, может добиться высоких результатов и получать высокую заработную плату.

Если вы уверены в своих силах, у вас всегда есть возможность откликнуться на ту или иную вакансию, и ожидать решения работника по персоналу. Не стоит переживать, если вас не взяли на желаемую должность. Постарайтесь хоть кем-то устроиться в аэропорту, а также выполняйте свои обязанности на совесть. Тогда вполне возможно, что вас заметят и пригласят на желаемый пост.

Вконтакте

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Аэропорты и аэропортовая деятельность

Методические указания

по изучению дисциплины и выполнения курсовой работы

Для студентов по направлению подготовки

«Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов»

(очная и заочная форма обучения)

Учебно-методическим советом

Университета

АЭРОПОРТЫ И АЭРОПОРТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Методические указания по изучению дисциплины и выполнения курсовой работы для студентов ФААП, ФЛЭ, КФ, ЗФ по направлению подготовки «Эксплуатации аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов».

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации».

Ил. нет, табл. 2, Библ. 15.

Составитель: В.А.Колясников, доцент, кандидат технических наук

Рецензенты: Панфёров В.В., профессор, доктор технических наук.

О.В.Куржумов, начальник аэродромной службы ОАО ООО «Воздушные ворота северной столицы».

Введение

Аэропорты, как комплекс зданий и сооружений, являются одними из основных составляющих системы воздушного транспорта. Используя комплекс зданий и сооружений аэропортов главные операторы и операторы аэропортов предоставляют комплекс услуг по наземному обслуживанию воздушных судов (далее ВС) физических и юридических лиц, обслуживанию пассажиров, обработке грузов, почты и багажа. Для обеспечения полетов ВС авиационных предприятий и физических лиц необходимо обеспечить эксплуатационное и техническое содержание объектов аэропортов в соответствии с требованиями нормативных правовых документов РФ, обеспечить выполнение всех видов аэропортовой деятельности в соответствии с установленными технологическими процессами и иметь профессионально подготовленный персонал.

Основной целью курса “Аэропорты и аэропортовая деятельность ” является изучение научных и практических основ функционирования воздушного транспорта мира и РФ, организации функционирования главных операторов и операторов аэропортов как части системы воздушного транспорта, получение практических знаний по организации функционирования операторов аэропортов при наземном обеспечения полетов ВС, техническом и эксплуатационном содержании зданий и сооружений, входящих в комплекс аэропорта.

Дисциплина «Аэропорты и аэропортовая деятельность» является одной из профессиональных для профиля «Организация аэропортовой деятельности» по направлению подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов.

  1. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника

В результате изучения и освоения курса бакалавр по организации аэропортовой деятельности должен:

знать:

    термины и определения в области воздушного транспорта в части организации и обеспечения технического и эксплуатационного содержания элементов аэропортовых комплексов;

    классификацию аэропортов;

    требования, предъявляемые к аэропортам;

    состав и назначение элементов генерального плана аэропорта;

    методы расчета пропускной способности аэропорта и его элементов;

    нормативную правовую базу по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

    виды аэропортовой деятельности;

    правила и процедуры организации аэропортовой деятельности;

    организацию взаимодействия аэропортовых служб при обеспечении и выполнении полетов воздушных судов.

Уметь:

    применять нормативные правовые документы по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

    выполнять правила и процедуры организации аэропортовой деятельности;

    соблюдать требования технологических карт по эксплуатационному содержанию элементов аэропортового комплекса.

Владеть:

    навыками применения нормативных правовых документов по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

    навыками применения нормативных правовых документов по эксплуатации аэропортов;

    навыками выполнения правил и процедур организации аэропортовой деятельности;

    теоретическими основами технического и эксплуатационного содержания зданий и сооружений аэропортов и их элементов.

Объем аудиторной учебной программы дисциплины составляет 108 часов (три зачётные единицы).

Аэропорты окружены ореолом романтики. Путешествия, перемены, приключения – эти слова неизменно связаны с авиаперелетами. Потенциальная опасность профессий, связанных с управлением и обслуживанием самолетов, не отпугивает желающих стать частью мечты, знакомой с детства. Гражданская авиация пестрит вакансиями на любой вкус, так что если вы готовы занять свое место в чертоге небесной флотилии – остается только выбирать.

Профессии “В небе”

Пилот

Определяющая и самая «героическая» в отрасли профессия. Управление летательными аппаратами попадает в категорию «техническая эксплуатация», и пилоту достаточно среднего специального образования, которое получают в летных училищах или школах частных пилотов.

Обязательные условия:

  1. Подтверждение среднего специального или высшего образования;
  2. Пройденная врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК);
  3. Знание английского языка.

Размер вознаграждения за услуги пилота на рекрутинговых сайтах чаще указывается как “договорной”. Сумма варьируется от 60 000 до 400 000 рублей в месяц.

Заработная плата зависит от того, в каком направлении, на каком воздушном судне совершается рейс и на какую компанию пилот работает. Как в государственных, так и частных авиакомпаниях, существует своя система тарифов оплаты труда сотрудников, включая премии, льготы, предоставление питания на рабочем месте и жилья.

Новички в гражданской авиации, за неимением достаточного опыта, управляют небольшими пассажирскими и грузовыми воздушными судами в пределах Российской Федерации. С накоплением стажа пилот постепенно осваивает новые виды техники, полеты на дальние расстояния и международные рейсы. В этом случае размер вознаграждения растет в три-пять раз.

Бортпроводник

Стюардессой мечтала стать добрая половина девчонок нашей страны. Немудрено, ведь набор в сферу обслуживания на борту самолета больше похож на кастинг для показа мод. Помимо приятной внешности кандидаткам и кандидатам на эту вакансию необходимо крепкое здоровье (пройти ВЛЭК), стальные нервы, знание английского языка и наличие документа об обучении.

Бортпроводники обязаны предоставить работодателю свидетельство, которое можно получить после обучения в колледже (училище, университете), либо во время обучения при поступлении на работу в авиакомпанию. При государственных авиакомпаниях работают учебные центры, которые в краткие сроки обучают будущих бортпроводников всем необходимым навыкам: сервис, оказание медицинской помощи, техника безопасности, действия в аварийных ситуациях.

Заработная плата бортпроводника, как и пилота, растет со стажем и навыками работника. Факторы, определяющие размер вознаграждения: размер авиакомпании, уровень владения иностранными языками, маршруты полетов, опыт работы. В начале карьеры бортпроводники 3 класса (низшая ступень) могут рассчитывать на зарплату в размере от 40 000 рублей в месяц. Старшие бортпроводники на международных рейсах в крупных авиакомпаниях получают в три-пять раз больше (до 200 000 рублей ).

Льготы и привилегии

Вышеперечисленные профессии имеют право на особый расширенный соц. пакет. Он определяется законодательством с одной стороны, и политикой авиакомпании-нанимателя – с другой.

  • Особая программа здравоохранения;
  • пенсионный возраст для женщин – 45 лет, для мужчин – 55 лет;
  • 36 дополнительных дней оплачиваемого отпуска;
  • помощь или полная компенсация при съеме жилья рядом с местом работы;
  • питание на рабочем месте;
  • регулярное обучение за счет компании;
  • льготные программы кредитования в банках;
  • обеспечение местами в детских садах и летних лагерях детей сотрудников.

Профессии “На земле”

Авиадиспетчер

Постоянно находиться на связи с экипажем и отвечать за порядок движения самолетов и вертолетов – обязанность авиадиспетчеров. Это одна из наиболее опасных профессий, так как она напрямую связана с ответственностью за жизнь пассажиров и команды на борту.

Существует функциональная классификация этой категории работников, среди которых — диспетчеры АДП, руления, старта и посадки, круга, подхода, районного центра. Каждый из них имеет свою зону ответственности, но обязан работать с командой своего аэропорта, а также быть на связи с аэропортами других городов и стран.

Стрессоустойчивость и внимательность для авиадиспетчера – это обязательные условия, а не «слова-наполнители» для резюме. Помимо этих определяющих качеств необходимо иметь среднее специальное или высшее образование по профилю «управление движением воздушного транспорта», а также пройти ВЛЭК.

Средняя зарплата авиадиспетчеров в России – от 90 000 до 300 000 рублей в месяц. Они так же, как и пилоты, могут раньше уйти на пенсию (женщины – в 45, мужчины – в 55 лет) и претендовать на особые условия медицинского обслуживания и социальные гарантии.

Сотрудник службы безопасности

Первые работники аэропорта, которых путешественники встречают на своем пути: сотрудники досмотра багажа и пассажиров, а также служба паспортного контроля. Подготовка специалиста длится 3 месяца, как правило, она идет параллельно с работой и оплачивается.

Работники службы досмотра получают от 25 000 до 40 000, работники паспортного контроля – от 40 000 в месяц. С расширением полномочий и повышением уровня ответственности, например, при росте до сотрудника таможенного контроля, заработная плата составит уже более 40 000 рублей.

Требованиями для работников этих отделов остаются стрессоустойчивость и внимательность, знание правил аэровокзала и базового законодательства.

Обслуживающий персонал

Аэропорт – сложный организм, которому для нормальной работы необходимы все виды услуг. Достаточно быть физически здоровым и иметь среднее образование, чтобы занять вакансию:

  • грузчика, от 25 000 р;
  • мойщика для обслуживания воздушных судов, от 35 000 р;
  • уборщика, от 20 000 р;
  • заправщика, от 25 000 р;
  • упаковщика багажа, от 20 000 р;
  • вахтера в камере хранения, от 20 000 р.

На территории аэровокзала обязательно наличие медпункта и дежурной бригады скорой помощи, поэтому люди с медицинским образованием и опытом работы по профессии могут претендовать на вакансии врача общей практики, нарколога, врача скорой помощи (до 40 000 р) или медсестры (до 25 000 р).

В здании аэропорта есть своя кухня, на которой готовится и комплектуется горячее и холодное питание для пассажирских рейсов. Здесь применение способностям найдут повара, кондитеры (ЗП в среднем 35 000 р), упаковщики комплексных обедов (до 30 000 р).

Где искать работу?

Вакансии рабочих специальностей, связанных с обслуживанием, размещаются на официальных сайтах аэропортов. «Полетные» вакансии привязаны к компаниям-перевозчикам. От выбора авиакомпании зависит размер заработной платы специалистов, поэтому стоит уделить пристальное внимание лидерам отрасли: компании Аэрофлот, ее дочерней компании Россия, S7, UTair.

14. Организация разрабатывает и утверждает должностные инструкции персонала с учетом выполняемых работниками Организации трудовых функций.

15. Организация обеспечивает проведение профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, утвержденных в установленном порядке.

16. Организация обеспечивает получение, доведение до своего персонала и контроль исполнения нормативных актов, а также информации по безопасности полетов и авиационной безопасности в части, касающейся аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты.

III. Сертификационные требования к Организациям по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа

17. Аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа на внутренних воздушных линиях осуществляется службами Организации в соответствии с утвержденной руководителем Организации комплексной технологией (технологиями), в которой отражаются следующие вопросы и приводятся документы (с учетом видов работ, выполняемых Организацией):

порядок (процедуры) регистрации пассажиров и оформления багажа, в том числе в ЗОЛиД (основной и упрощенный методы);

условия и нормы перевозки багажа;

приоритеты обслуживания;

обслуживание пассажиров при объединении рейсов, замене ВС;

меры при неявке пассажиров на посадку;

доставка пассажиров к ВС;

посадка пассажиров на ВС;

транспортировка, погрузка багажа на ВС и его швартовка;

высадка пассажиров из ВС;

доставка пассажиров в аэровокзал;

выгрузка багажа из ВС, доставка багажа в зону раскомплектования и выдача его пассажирам;

обслуживание трансферных и транзитных пассажиров;

обслуживание инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в соответствии с порядком предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, предусмотренным пунктом 13 статьи 106.1 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации";

обслуживание несопровождаемых детей;

перевозка багажа особого вида (оружие, боеприпасы и т.д.);

перевозка хрупкого, негабаритного, тяжеловесного багажа, животных и т.п.;

организация работы при нарушениях графика движения ВС;

отказ в перевозке багажа при наличии в нем веществ и (или) предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, а также в случае неоплаты установленных тарифов, сборов;

снятие багажа с борта ВС из-за неявки пассажира на посадку на ВС;

снятие багажа с ВС при длительных задержках отправления рейса;

прием-сдача багажа при перегрузке его с одного ВС на другое, а также при объединении/разъединении рейсов;

ограничения в приеме багажа к перевозке (негабаритного, хрупкого, тяжеловесного, содержащего опасные предметы и т.п.);

меры, принимаемые при недостаче, повреждении, утрате багажа;

меры, принимаемые в отношении задержанного, невостребованного, бездокументного багажа;

розыск и досылка багажа;

меры, принимаемые в отношении найденных и забытых вещей;

реализация невостребованного багажа и найденных вещей пассажиров;

ведение претензионного производства;

расчет коммерческой загрузки и центровки ВС;

руководство по качеству;

информационное обеспечение воздушных перевозок пассажиров и багажа (включая табель внутренней информации, тексты информационных сообщений и т.д.);

технологические графики обслуживания ВС по типам рейсов;

регулярность полетов;

метрологическое обеспечение;

образцы технологической документации (бланки, ведомости, бирки, журналы и т.д.).

18. В случае осуществления Организацией аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа на международных воздушных линиях в комплексной технологии (технологиях), утвержденной руководителем Организации, дополнительно отражаются следующие вопросы:

взаимодействие с государственными контролирующими органами;

обслуживание дипломатических курьеров и их багажа;

обслуживание пассажиров, которым во въезде в страну отказано;

обслуживание депортированных пассажиров;

обслуживание пассажиров, перевозящих в качестве багажа животных и птиц.

19. Для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа Организация должна иметь (с учетом выполняемых видов работ) на праве собственности или на иных законных основаниях:

здания и сооружения аэровокзального комплекса с необходимыми помещениями для обслуживания пассажиров и багажа, размещения авиационного персонала Организации, оборудованием и инженерно-техническими средствами, в том числе резервными источниками электроснабжения для работы систем, обеспечивающих технологические процессы по обслуживанию пассажиров, деятельности государственных контролирующих органов, обработке багажа, авиационной безопасности, оповещения (информации), водоснабжения, канализации и аварийного освещения;

здания и сооружения с необходимым оборудованием для технического обслуживания и ремонта аэровокзального оборудования и перронной техники, применяемой при пассажирских воздушных перевозках, и помещениями для размещения авиационного персонала Организации;

здания и сооружения с площадками для содержания, технического обслуживания и ремонта наземного спецтранспорта, используемого при обслуживании пассажиров и багажа, и помещениями для размещения авиационного персонала Организации.

20. На все здания и сооружения, предназначенные для функционирования служб Организации, должны быть в установленном порядке оформлены технические паспорта с указанием процента износа основных конструктивных элементов зданий и сооружений.

21. Помещения, предназначенные для функционирования служб Организации, должны соответствовать требованиям действующих норм технологического проектирования.

22. На фасадах помещений, предназначенных для функционирования служб Организации, оборудуются вывески, отражающие наименования соответствующих служб (назначение помещений).

23. С учетом выполняемых видов работ Организация должна быть оснащена спецтранспортом, технологическим оборудованием, инженерно-техническими средствами, а также средствами механизации, взвешивания и транспортировки багажа, в том числе:

Перечень
документации, необходимой Организации для обеспечения обслуживания пассажиров и багажа

С изменениями и дополнениями от:

1. Зарегистрированные в установленном порядке учредительные документы Организации, документ (документы), содержащий решение о создании Организации, не являющийся для юридических лиц отдельных организационно-правовых форм учредительным документом, а также документ, определяющий полномочия руководителя Организации.

2. Свидетельство о государственной регистрации Организации и документ о присвоении Организации кодов статистической отчетности.

начальников смен;

персонала, осуществляющего прием и выдачу багажа;

персонала, осуществляющего взвешивание, погрузку, разгрузку, швартовку багажа.

за охрану окружающей среды;

8. Документ, регламентирующий порядок обслуживания пассажиров и багажа, следующих литерными рейсами, утвержденный руководителем Организации.

по обслуживанию пассажиров и багажа на международных воздушных линиях;

по обслуживанию пассажиров и багажа на внутренних воздушных линиях;

13. План (планы) профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала, утвержденный руководителем Организации.

19. План-схема (планы-схемы) служебной территории, на которой размещаются службы Организации (с привязкой к искусственной взлетно-посадочной полосе (перрону).

20. Документы, подтверждающие право собственности (владения и/или пользования на иных законных основаниях) на здания, сооружения и помещения, необходимые Организации для осуществления своей деятельности и функционирования служб Организации (свидетельства о праве собственности, заключенные со сторонними организациями договоры купли-продажи, аренды, и т.д.), эксплуатационно-техническая документация на указанные здания, сооружения и помещения (технические паспорта, планы и т.д.).

21. Документы, подтверждающие право собственности (владения и/или пользования на иных законных основаниях) на технологическое оборудование, инженерно-технические средства, средства механизации, взвешивания, транспортировки багажа и иные средства и оборудование, эксплуатируемые службами Организации, а также документы, подтверждающие соответствие указанных средств и оборудования установленным обязательным требованиям (сертификаты соответствия, пожарные и гигиенические сертификаты, документы о принятии на оснащение гражданской авиации и т.д.).

22. Иные документы, необходимые Организации для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа, предусмотренные актами действующего законодательства, настоящими Правилами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке.

3. Документ, отражающий организационно-производственную структуру Организации (если указанный вопрос не отражен в учредительных документах Организации).

4. Документы, отражающие организационно-производственную структуру и штатное расписание служб Организации (с указанием их фактической укомплектованности), выполняющих работы, входящие в аэропортовую деятельность, осуществляемую Организацией.

5. Положения о службах Организации, выполняющих работы, входящие в аэропортовую деятельность, осуществляемую Организацией.

6. Должностные инструкции и приказы о назначении (допуске к работе):

руководителей служб Организации;

начальников смен;

персонала, осуществляющего центровку и загрузку;

персонала, осуществляющего прием и выдачу грузов и почты;

персонала, осуществляющего взвешивание, погрузку, разгрузку, швартовку грузов и почты.

7. Приказы руководителя Организации:

о назначении ответственных лиц:

за охрану труда и технику безопасности;

за противопожарную безопасность;

за охрану окружающей среды;

о допуске водителей к самостоятельной работе на аэродроме (перроне) с правом (без права) подъезда к ВС;

о допуске персонала к руководству подъездом/отъездом к/от ВС на перроне.

8. Документ, регламентирующий порядок обслуживания грузов и почты, следующих литерными рейсами, утвержденный руководителем Организации.

9. Документы по метрологическому обеспечению деятельности Организации:

приказ (приказы) руководителя Организации о назначении лиц, ответственных за метрологическое обеспечение и состояние средств измерений;

перечень эксплуатируемых в службах Организации приборов и оборудования, подлежащих регулярным метрологическим поверкам, утвержденный Организацией, и свидетельствующие о прохождении таких поверок документы, срок действия которых не истек;

график проведения метрологических поверок, утвержденный Организацией;

положение о метрологическом обеспечении.

10. Комплексная технология (технологии):

по обслуживанию грузов (в том числе опасных, если Организация обеспечивает обслуживание таких грузов) и почты на международных воздушных линиях;

по обслуживанию грузов (в том числе опасных, если Организация обеспечивает обслуживание таких грузов) и почты на внутренних воздушных линиях;

работы в сбойных (внештатных, чрезвычайных) ситуациях;

иные разработанные и утвержденные в Организации.

11. Документ, определяющий схему расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.

12. Инструкции по охране труда и технике безопасности, утвержденные Организацией.

13. План (планы) профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала, утвержденные руководителем Организации.

14. Утвержденное Организацией руководство по качеству или иной документ (документы) по системе качества Организации.

15. Документы, регламентирующие подготовку Организации и ее служб к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период (далее соответственно - ОЗП и ВЛП) в соответствии с требованиями нормативных документов, регулирующих деятельность гражданской авиации, в том числе:

приказы об организации и проведении подготовки Организации и ее служб к работе в ОЗП (ВЛП);

планы подготовки служб Организации к работе в ОЗП (ВЛП);

приказ о создании в Организации комиссии по проверке знаний персонала об особенностях работы в конкретный период (ОЗП или ВЛП);

протокол (протоколы), содержащий результаты проверки знаний персонала об особенностях работы в конкретный период (ОЗП или ВЛП);

акты проверки готовности Организации и ее служб к работе в ОЗП (ВЛП);

план-график проведения технического обслуживания при подготовке спецтранспорта и средств механизации (если таковые эксплуатируются в службах Организации) к ОЗП (ВЛП);

приказы о допуске спецтранспорта, средств механизации (если таковые эксплуатируются в службах Организации) и персонала к работе в ОЗП (ВЛП);

приказ руководителя Организации о готовности Организации к работе в ОЗП (ВЛП).

16. Документы на грузоподъемные и иные машины, подлежащие государственной регистрации в органах гостехнадзора (если такие машины эксплуатируются в службах Организации), в том числе:

приказ (приказы) руководителя Организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию машин;

перечни машин, состоящих на учете (эксплуатируемых) в службах Организации;

паспорта на машины, свидетельства о регистрации машин в органах гостехнадзора, действующие талоны (допуски на эксплуатацию) о прохождении государственного технического осмотра машин.

17. Документы, регламентирующие работу Организации по рассмотрению претензий:

приказ руководителя Организации о назначении комиссии по рассмотрению претензий;

положение о претензионной комиссии Организации, утвержденное руководителем Организации;

журнал ведения претензионного производства.

18. Журнал о прохождении водителями медосмотра перед выездом на линию и по возвращении в парк.

19. Документы, регламентирующие деятельность Организации по обеспечению обслуживания опасных грузов (если Организация обеспечивает обслуживание таких грузов):

приказы руководителя Организации:

о назначении в службах Организации лиц, ответственных за обслуживание опасных грузов;

о допуске персонала служб Организации к работе с опасными грузами;

о введении в эксплуатацию в Организации транспортных средств, оборудованных для перевозки опасных грузов, в том числе радиоактивных материалов;

лицензии и (или) иные документы, выданные уполномоченными государственными органами, предоставляющие Организации право осуществлять обслуживание опасных грузов;

схема (схемы) размещения опасных грузов на складе, утвержденная Организацией;

акт по проверке и оценке радиационной обстановки в зоне склада хранения радиоактивных материалов и санитарные паспорта дозиметрического контроля персонала и обнаружения радиоактивных материалов с отметками о проведенных проверках (в случае, если Организация обеспечивает обслуживание радиоактивных грузов).

20. План-схема (планы-схемы) служебной территории, на которой размещаются службы Организации, с привязкой к искусственной взлетно-посадочной полосе (перрону), а также указанием мест стоянки ВС, в которые (из которых) осуществляется погрузка (выгрузка) опасных грузов (если Организация обеспечивает обслуживание таких грузов).

21. Документы, подтверждающие право собственности (владения и/или пользования на иных законных основаниях) на здания, сооружения и помещения, необходимые Организации для осуществления своей деятельности и функционирования служб Организации (свидетельства о праве собственности, заключенные со сторонними организациями договоры купли-продажи, аренды, и т.д.), эксплуатационно-техническая документация на указанные здания, сооружения и помещения (технические паспорта, планы и т.д.).

22. Документы, подтверждающие право собственности (владения и/или пользования на иных законных основаниях) на технологическое оборудование, инженерно-технические средства, средства механизации, взвешивания, транспортировки грузов, почты и иные средства и оборудование, эксплуатируемые службами Организации, а также документы, подтверждающие соответствие указанных средств и оборудования установленным обязательным требованиям (сертификаты соответствия, пожарные и гигиенические сертификаты, документы о принятии на оснащение гражданской авиации и т.д.).

23. Иные документы, необходимые Организации для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания грузов и почты, предусмотренные актами действующего законодательства, настоящими Правилами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Введение в профессию

Методическое письмо по изучению дисциплины

Направление подготовки

162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение

полетов воздушных судов»

Профиль подготовки

« »

Квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»

Форма обучения

заочная

Санкт-Петербург

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются ознакомление обучающихся с системой воздушного транспорта (ВТ), характеристиками воздушных судов (ВС), авиапредприятиями, основными задачами подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ООП ВО, организацией работы Вуза и основами учебного процесса.

Основной задачей дисциплины является формирование у обучающегося достаточно полного представления о своей будущей профессии, об основных возможностях, о структуре, об основных элементах и функциях системы воздушного транспорта, об образовательной программе по направлению и профилю обучения и об основах учебного процесса.

Дисциплина «Введение в профессию» является одной из дисциплин вариативной части «Профессионального цикла» (Б.3).

Данная дисциплина базируется на компетенциях, сформированных у обучающегося при освоении программы среднего образования .

Дисциплина является предшествующей для таких дисциплин, как: «Аэропорты и аэропортовая деятельность», «Эксплуатация аэродромов», «Механизация и автоматизация технологических процессов», «Оперативное управление производственно-технологическими процессами», «Технологические процессы в аэропортах», «Сертификация аэропортов и аэродромов», «Организация пассажирских и грузовых перевозок на воздушном транспорте».

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование и обладание следующими компетенциями:

общекультурными :

Владением культурой мышления, знать его общие законы;

Способностью формулировать понятия и суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения, выявлять значение, смысловое содержание в услышанном, увиденном или прочитанном;

Способностью к восприятию, обобщению, анализу и синтезу информации, полученной из разных источников, постановке цели и выбору путей её достижения;

Умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владением навыками риторики, ведения спора, дискуссии и полемики;

и профессиональными:

Готовностью участвовать в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности воздушного транспорта, обеспечению безопасности полетов воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности и предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, обеспечению охраны окружающей среды , обеспечению качества работ и услуг.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

Объекты и задачи своей будущей деятельности;

Основные положения документов ИКАО;

Основные положения документов, регулирующих деятельность воздушного транспорта России;

Основные технико-экономические характеристики современных отечественных и зарубежных воздушных судов (ВС);

Основные характеристики, структуру, функции составных элементов авиакомпаний и аэропортов;

Основы учебного процесса и основные положения образовательной про­граммы по профилю;

уметь :

Применять нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность гражданской авиации;

владеть :

Терминами и определениями, применяемыми на воздушном транспорте.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

Дисциплина изучается в 1 семестре.

Введение.

Роль дисциплины в учебном процессе. Цель и основные задачи дисциплины.

Раздел 1. Организационная система воздушного транспорта (международная, феде ральная, региональная)

Роль и место транспорта в жизнеобеспечении производства и населения.

Место воздушного транспорта (ВТ) в единой транспортной системе мира и России. Отличительные особенности ВТ при реализации перевозочного процесса.

Мировая система ВТ, ее структура и компоненты. Международные организации, ассоциации, советы гражданской авиации (ИКАО, ИАТА, АСИ), их статус, роль и основные документы.

Федеральная система ВТ России, ее функциональная структура и основные элементы. Государственные органы управления ВТ (Минтранс, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, региональные управления федеральных органов исполнительной вла­сти), их функции и задачи.

Раздел 2. Воздушные трассы. Летно-технические характеристики воздушных судов

Воздушные трассы. Система регулирования воздушного движения ее характеристики.

Воздушные суда (ВС) и их основные технико-экономические характеристики. Летно-технические характеристики отечественных и зарубежных ВС: дальность полетов, пассажировместимость, коммерческая загрузка, требуемая длина взлетно-посадочных полос (ВПП), взлетная масса, их сравнение.

Авиапредприятия, аэропортовые предприятия, предприятия (операторы), предоставляющие аэропортовые услуги на узком сегменте рынка, предприятия по продаже и бронированию авиаперевозок. Краткие характеристики производственных и аэровокзальных комплексов. Аэропорты как элемент системы ВТ. Классификация аэропортов и аэродромов. Генеральные планы и объекты аэропортов.

Раздел 4. Общая характеристика направления и профиля подготовки. Объекты работы выпускника

Квалификационные характеристики выпускников по направлению подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов». Роль выпускников в авиатранспортном производстве. Объекты работы выпускников (службы авиаперевозок, производственно - диспетчерские, аэродромные, эксплуатации наземных сооружений, научно-исследовательские и проектные институты и организации).

Основные задачи подготовки выпускников по направлению и профилю подготовки.

Требования к профессиональным качествам выпускников (знания, умения, владения). Требования к личным качествам выпускников (управление собой и коллективом , общительность, целенаправленность, инициативность, порядочность, мобильность и др.).

Раздел 5. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования направления подготовки. Образовательная программа

Основные требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВПО) направления подготовки 162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов». Состав ФГОС ВО, содержание основных разделов.

Раздел 6. Структура ВУЗа: факультеты, направления, профили. Основы учебно го процесса

Структура ВУЗа. Сотрудничество ВУЗа с ассоциациями работодателей и профильными предприятиями и организациями.

Основы учебного процесса. Особенности рабочего учебного плана ВУЗа. Семестры и сессии. Правила для студентов.

Рубежный контроль (рефераты). Итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет). Практика. Подготовка и защита курсовых работ , проектов, выпускной квалификационной работы. Госэкзамен.

3. Вопросы к зачету

2. Понятие специально уполномоченных органов.

3. Принадлежность имущества авиации.

4. Обязательная сертификация и аттестация в гражданской авиации.

5. Лицензирование деятельности в области авиации.

6. Виды авиации.

7. Воздушное судно. Типы ВС.

8. Допуск к эксплуатации гражданских и государственных воздушных судов.

9. Аэродромы и аэропорты. Дать определения.

10. Государственная регистрация аэропортов и аэродромов.

11. Допуск к эксплуатации аэропортов и аэродромов.

12. Понятие авиационного персонала.

13. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности.

14. Экипаж воздушного судна.

15. Командир воздушного судна.

16. Авиационное предприятие и эксплуатант.

17. Коммерческая деятельность в области гражданской авиации иностранных авиационных предприятий.

18. Тарифы и сборы в области гражданской авиации и правила продажи перевозочных документов.

19. Авиационная безопасность.

20. Обеспечение авиационной безопасности.

21. Предполетный досмотр.

22. Перевозчик. Дать определение и перечислить крупные авиакомпании.

23. Воздушные перевозки.

24. Выполнение правил воздушных перевозок.

25. Договор воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза и почты.

26. Общие принципы ответственности.

27. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза.

29. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Задачи ИКАО.

31. Организационная система управления воздушным транспортом РФ.

32. Международный совет аэропортов (АСИ).

33. Летно-технические характеристики ВС.

1. Воздушный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ [Электронный ресурс]. - М.: Консультант Плюс.

2. «Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации»: Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 000 [Электронный ресурс]. - М.: Консультант Плюс.

3. «Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта»: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 000 [Электронный ресурс]. - М.: Гарант.

4. «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.01.01г. № 000 [Электронный ресурс]. - М.: Гарант.

5. Конвенция о международной гражданской авиации (ИКАО).

6. ИКАО. Приложение 6. Эксплуатация воздушных судов. Ч.1: Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты. - 8-е изд. - Монреаль: ИКАО, 2001. - 136с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВПО) направления подготовки 162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов».

8. Федеральные авиационные правила «Сертификация аэропортов. Процедуры». Введены в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта России (зарегистрированы Минюстом России 31.08.2000, регистрационный № 000);

9. Ашфорд Н., Мур аэропорта. - М.: Транспорт, 1991.

10. Бабаскин, В. В. , Эффективность воздушного транспорта: Учебное пособие для вузов [Текст] / СПб.: ГУГА, 2007. - 128с.

11. Воздушный транспорт в современном мире: Учебное пособие для вузов. Допущ. УМО [Текст] / [и др.]. - СПб.: ГУГА, 2010. - 336с.

12. , Писков / М.: Стройиздат, 1987. - 199с.

13. Олянюк система воздушного транспорта: Учебное пособие для вузов / 2-е изд., доп. - СПб: ГУГА, 2006. - 282с.

14. Основы авиации (введение в специальность): Учебное пособие для вузов. Допущ. УМО / , . - СПб.: ГУГА, 2010. - 173с.

15. Плотников воздушного транспорта / Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. - 238с.

Периодические издания

Airport international

Авиатранспортное обозрение

Airports international / Международные аэропорты

Бюллетень транспортной информации

Взаимодействие разных видов транспорта, логистика и контейнерные перевозки (с указателями)

Воздушный транспорт (с указателями)

Вестник транспорта

Воздушный транспорт гражданской авиации

Гражданская авиация

Транспорт: наука, техника, управление

Информационно-справочные материалы в сети Internet :

Информационно-правовая система http://www. consultant. ru/

Информационно-правовая система http://www. garant. ru/products/bank/

Научная электронная библиотека eLibrary. ru – свободный доступ

База данных «Авиатор».

Методическое письмо составлено в соответствии с Рабочей программой дисциплины «Введение в профессию» и требованиями ФГОС ВО и ПрООП ВО по направлению подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов» , профилю подготовки « Организация аэропортовой деятельности » .

Разработчик:

, доцент каф. № 23

Заведующая кафедрой № 23

к. т.н. _____________