Были ли женщины на корабле мэйфлауэр. «Мэйфлауэр» — корабль «отцов-пилигримов

Mayflower , что дословно переводится как «майский цветок», так называют в Англии боярышник) - aнглийское торговое судно (тип которого чаще всего определяют как флейт), на котором англичане, основавшие одно из первых британских поселений в Северной Америке, в 1620 году пересекли Атлантический океан.

Размеры «Мейфлауэра», водоизмещением всего 180 тонн, не позволяли пассажирам разместиться с удобствами. 11 (21) ноября 1620 года , обогнув мыс Код , судно встало на якорь у берегов Плимута и пилигримы причалили к Плимутской скале (ныне - национальный памятник). На корабле лидерами пилигримов Уильямом Брюстером и Уильямом Брэдфордом было подписано Мейфлауэрское соглашение , ставшее руководством для новооснованной Плимутской колонии .

Использовался как торговый корабль в рейсах между Англией, Францией, Испанией и Норвегией. C 1609 по 1622 годы капитаном был Кристофер Джонс. Судьба судна после его смерти в 1623 году туманна. Английский историк Чарльз Бэнкс полагает, что Мейфлауэр был разобран на древесину .

Мейфлауэр II

«Мэйфлауэр II»

Полноразмерная копия корабля Мейфлауэр, созданная в рамках проекта Plimoth Plantation , известная под названием Mayflower II , с 1957 года пришвартована в Плимутской бухте , как музейный экспонат. Ежегодно Мейфлауэр II посещают многие десятки тысяч туристов

Мейфлауэр III

В 2020 году, в честь 400-летия путешествия галеона Мейфлауэр, Атлантику пересечет еще одно судно, которое так же будет носить название Mayflower. Однако, судно Mayflower Autonomous Research Ship (MARS) является судном-роботом, которое будет передвигаться полностью в автоматическом режиме, используя только энергию

В наши дни в США быть потомком отцов-пилигримов - колонистов, приплывших в 1620 году на корабле «Мейфлауэр», - почетнее, чем происходить из аристократов. Но есть нюанс: история поселенцев-первооснователей началась с обмана

Колонисты 1620 года не были первыми британскими поселенцами в Новом Свете - англичане пытались обосноваться на берегах Северной Америки с 1585 года. Не стали они и первой общиной, закрепившейся на негостеприимной чужбине, - в области Виргиния, хартию на заселение которой король Яков I даровал Лондонской компании акционеров, существовали город Джеймстаун, основанный в 1607-м, и несколько поселков вокруг него. Не богачи, не аристократы, не мореходы-авантюристы, они были теми, что называются «маленькими людьми», но именно их по сей день почитают как легендарных патриархов американской нации, а миллионы гордятся тем, что являются потомками отцов-пилигримов. Среди этих миллионов немало знаменитостей: кинозвезды Клинт Иствуд и Ричард Гир, писатель Томас Пинчон, издатель журнала Playboy Хью Хефнер, президенты Буш...

Лейден, Лондон

Кредит на переезд

Почти половину пассажиров «Мейфлауэра» составляла сплоченная община пуритан-браунистов. Браунисты - они же сепаратисты, они же конгрегационалисты, они же «святые» - отличались от прочих пуритан особым свободолюбием, не признавая над собой центральной церковной власти. Их идеалом были маленькие самоуправляемые общины ранних христиан, которые сами выбирали себе лидеров. Как и все пуритане, браунисты ратовали за строгость в быту и ритуале, отвергали пышные богослужения и церковную иерархию англикан. Главой англиканской церкви был британский монарх, и он, разумеется, счел подобные взгляды опасными. «Нет епископа - нет короля», - говаривал Яков I. Власти преследовали еретиков: молитвенные дома пуритан по всей Англии закрывали, их лидеров арестовывали.

Община браунистов из Скруби, Ноттингемшир, в 1608 году переселилась в Голландию и много лет провела в Лейдене, но на чужбине не прижилась: иммигрантам казалось, что иноязычное окружение и местные обычаи дурно влияют на их детей. К тому же истекал срок перемирия голландцев с испанцами - католиками, злейшими врагами пуритан. Английские власти меж тем установили за лейденской конгрегацией слежку: они разыскивали старосту-управителя, издателя Уильяма Брюстера за его памфлеты против Якова I и иерархов англиканской церкви, чтобы судить и повесить.

В Европе не было покоя от королей и епископов, так что мысль обживать Новый Свет, подальше от них, казалась браунистам из Лейдена все более заманчивой. Решение уплыть за океан далось нелегко: они были наслышаны о голоде, непосильном труде на неплодородной целине, кровожадных туземцах и прочих тяготах жизни колонистов. Чуть не выбрали Гвиану, но испугались тропической лихорадки и постановили ехать в Северную Америку. Пуритане из лейденской общины помнили о странствиях библейских пророков и поиске Земли обетованной. Грядущее путешествие казалось им похожим на божественное предназначение, следовать которому - основное правило протестантской этики.

Предшественники
Пропавшая колония

В конце XVI века идея колонизации Северной Америки не давала покоя сэру Уолтеру Рэли, фавориту английской королевы Елизаветы. Сам он туда не плавал, но отправлял экспедиции. Первый снаряженный Рэли отряд из 160 поселенцев высадился на острове Роанок в Виргинии летом 1585 года. Англичане прожили там около года и чуть не вымерли от голода и постоянных стычек с индейцами. В 1586-м колонистов по их просьбе увез обратно в Англию проплывавший мимо знаменитый мореход Фрэнсис Дрейк. В 1587 году Рэли предпринял вторую попытку. Более сотни колонистов моряки отвезли на тот же остров. Переселенцы скоро стали нуждаться в продовольствии, тогда их лидер - художник, ветеран предыдущей попытки колонизации Джон Уайт - уплыл за продуктами и помощью в метрополию. Начавшаяся война Англии с Испанией задержала его возвращение, и когда в 1590 году Уайт все же достиг Роанока, в оставленном им поселении не было ни души. На столбе ограды кто-то нацарапал слово cro - возможно, имелось в виду соседнее индейское племя кроатонов. Колонисты не оставили и условленную метку в виде мальтийского креста, которая означала бы, что они спешно покинули поселение из-за опасности. Впоследствии никого из жителей пропавшей колонии так и не нашли.

Почти три года представители общины в Лондоне добивались от короля Якова I разрешения переселиться за океан. Британская империя владела обширными землями в Северной Америке вдоль побережья Атлантики, но на тот момент у англичан там была всего одна жизнеспособная колония в Виргинии. На этих землях, принадлежавших Лондонской компании, лейденским браунистам в конце концов и было позволено разместиться. Им надлежало отсылать плоды своего труда кредиторам и подчиняться губернатору колонии, которого назначало правление компании из метрополии. Однако собственных средств общине не хватало даже на дорогу, а Лондонская компания находилась на грани разорения. Нужен был кредит, чтобы нанять корабли и запастись продовольствием, - его предоставило объединение лондонских купцов.

Плимут, Новый Свет

Майский цветок

Пока пуритане препирались с кредиторами по поводу условий отработки, те набрали в столице еще с полсотни добровольцев - безработных, обедневших ремесленников и торговцев. Люди, которых лейденские эмигранты прозвали «чужаками», были в основном англиканами, и их в итоге оказалось больше, но именно сплоченная община пуритан-сепаратистов стала, как бы сейчас выразились, инициативной группой будущей колонии. Впоследствии летописец колонии и один из лидеров пуритан Уильям Брэдфорд назвал спутников-единоверцев пилигримами - благочестивыми странниками по воле небес. «Они знали, что они пилигримы, - и возводили очи к небесам, их дражайшему отечеству, и успокаивали свои души» , - писал он о том, как в тревоге будущие колонисты покидали Лейден ради неизвестности. Под именем отцов-пилигримов они и войдут в историю.

Предполагалось, что переселенцы доберутся в Новый Свет на двух кораблях - «Мейфлауэр» («Майский цветок») и «Спидуэлл» («Вероника»), но второе судно, как выяснилось, было непрочным, и от него отказались. Из-за этого нескольким добровольцам пришлось остаться. Среди вернувшихся на берег оказался лейденский браунист Томас Блоссом - предок нынешнего американского президента Барака Обамы по материнской линии . Блоссому с семьей удалось добраться до Нового Света лишь девять лет спустя.

16 сентября 1620 года (здесь и далее даты приводятся по новому стилю. - Прим. «Вокруг света» ) «Мейфлауэр» наконец отчалил из английского порта Плимут и направился к берегам Америки. На его борту было 102 пассажира: мужчины, женщины - даже беременные, дети. Осень - не лучшее время для дальнего плавания: когда начались штормы, команда и пассажиры испугались, что корабль вот-вот развалится, и чуть было не повернули назад. Но «Мейфлауэр» выдержал.

21 ноября 1620 года взволнованные переселенцы высыпали на палубу, вглядываясь в горизонт: вдали показалась земля. Радость довольно быстро сменилась тревогой. Как пишет Брэдфорд: «Все, что они могли видеть, - это дикие заросли, полные диких зверей и таких же диких людей, и никто не знал, какое их тут множество!»

Новая Англия

Намеренная ошибка

Скоро выяснилось, что берег, к которому приплыл «Мейфлауэр», находится на сотни миль севернее устья Гудзона, куда он должен был прибыть по соглашению, да и вообще далеко за пределами владений Лондонской компании. Удивление колонистов выглядело искренним, но была ли это непредвиденная ошибка? С одной стороны, из-за несовершенства навигационных приборов того времени сбиться с курса было легко. С другой стороны, причалили они в итоге южнее мыса Код в Новой Англии, территорией которой по бумагам распоряжалась Плимутская компания, только-только, в ноябре 1620 года, преобразованная в Совет Новой Англии. Ни поселенцев, ни местной администрации тут не было. Некому подчиняться. Весьма заманчивая ситуация для общины, стремящейся к самоуправлению. Такой вариант кажется уж очень подходящим для пуритан, еще 12 лет назад уставших от королевского надзора. При этом предводители пуритан были хорошо осведомлены о регионе, где оказались: они встречались в Лондоне со знаменитым исследователем тех мест капитаном Джоном Смитом и купили составленную им карту побережья и его книгу о Новой Англии.

Мыс Код

Первые выборы

Когда все пассажиры «Мейфлауэра» осознали свое положение, дух свободы начал кружить самые буйные головы. Пошли «недовольные и мятежные», по выражению Брэдфорда, разговоры о том, что отныне переселенцы никому ничего не должны. Назревал бунт и распад сообщества колонистов. Лидеры пуритан решили взять ситуацию в свои руки. Они составили текст договора и представили его на собрании всех совершеннолетних (то есть достигших 21 года) мужчин корабля. Это было знаменитое Мейфлауэрское соглашение - короткий документ, утверждающий объединение переселенцев в самоуправляемый «гражданский политический организм», который сам себя обязывал в дальнейшем жить по законам, каковые сам же и установит. Имя короля и изначальное намерение основать колонию в Виргинии в тексте упомянуты, но и только. Мейфлауэрское соглашение подписали все: и пуритане, и «чужаки». Как выразился историк-американист Александр Самойло, «отцы-пилигримы» заняли территорию Плимута без всяких юридических прав на нее, путем захвата, став таким образом первыми сквоттерами Америки» . По сути, они обманули Лондонскую компанию и короля, ускользнув из-под надзора его функционеров. Только поставщиков продовольствия колонисты не могли позволить себе обмануть - препирательства насчет долговых обязательств затянутся на годы. Но политическое самоуправление - вот что стало самым ценным и самым желанным приобретением переселенцев. Можно себе представить, какие чувства они испытали, когда в 1624 году король ликвидировал Лондонскую компанию и перевел ее земли под свой прямой контроль.

Документ
Мейфлауэрское соглашение

«Во имя Господа Бога, аминь. Мы, нижеподписавшиеся, верноподданные нашего великодержавного государя - короля Якова, Божьей милостью государя Великобритании, Франции и Ирландии, защитника веры, etc. Предприняв во славу Божию, и во имя распространения христианской веры, и в честь нашего короля и страны путешествие с целью основания первой колонии в северных областях Виргинии, настоящим торжественно и по взаимному согласию перед Богом и друг другом обязуемся объединиться в гражданский политический организм для установления у нас наилучшего порядка, и безопасности, и осуществления вышеуказанных целей; и на основании этого составлять, учреждать и формулировать по мере надобности такие справедливые и равные для всех законы, ордонансы, акты, постановления и должности, которые будут сочтены наиболее подходящими и соответствующими общему благу колонии, коим мы обязуемся подчиняться и их всецело соблюдать. В подтверждение чего мы поставили здесь наши подписи у мыса Код 11 ноября (21 по н. ст. - Прим. «Вокруг света» ) 18 года правления нашего повелителя короля Якова Англией, Францией и Ирландией и 24-го - Шотландией, Anno Domini 1620».

Впоследствии Мейфлауэрское соглашение станут считать прообразом Декларации независимости, утвердившей свободу североамериканских штатов от власти метрополии.

В тот же день поселенцы выбрали губернатором Джона Карвера, дьякона общины (одна из трех выборных руководящих церковных должностей в конгрегации), человека зажиточного и уважаемого. «Скорее, утвердили» , - уточняет Брэдфорд, поскольку Карвер и так был одним из лидеров лейденской части пассажиров «Мейфлауэра». Он считается первым в истории колонизации англичанами Америки главой поселения, избранным народом.

Новый Плимут

Холодный дом

Отряд колонистов на лодке, которую они привезли с собой, обследовал окрестности в поисках подходящего места для поселения. В бухте севернее мыса Код присмотрели удобный холм, где протекал ручей с питьевой водой, и 26 декабря «Мейфлауэр» доставил туда всех пассажиров. Ранее Джон Смит назвал эти места Новым Плимутом­; получилось­, что путешественники из Плимута английского в конечном счете приплыли в Плимут американский; так стала называться и их колония.

Праздник
День благодарения

Эпидемия и междоусобицы обошлись индейцам Новой Англии слишком дорого, чтобы воевать еще и с белыми чужаками, поэтому туземцы не нападали на плимутских колонистов, а весной 1621 года отправили к ним переговорщиков. Плимутцы заключили с индейцами мирный договор, которого хватило на 40 лет. Те многому научили колонистов: сажать кукурузу, ставить силки, добывать сахар из кленового сока. Осенью того года плимутцы собрали первый урожай и устроили по этому поводу праздник, на который позвали 90 индейцев-союзников во главе с великим вождем. В 1863 году в память о пире выживших колонистов президент Авраам Линкольн объявил День благодарения национальным праздником. Его стали отмечать в последний четверг ноября. Это один из двух самых «американских» праздников в календаре США наряду с Днем независимости.

Новоприбывшим повезло: несколько лет назад в этом месте была индейская деревня, но в 1617 году все ее население выкосила инфекция, занесенная приплывавшими в эти края рыбаками-европейцами. Когда-то возделанные поля лишь недавно пришли в запустение, и культивировать их было легче, чем целину. И хотя в первую зиму холод, голод и болезни унесли жизни половины поселенцев (предание гласит, что своих мертвых плимутцы хоронили тайком по ночам в безымянных могилах, чтобы индейцы не знали, как быстро тают ряды белых людей), колония продержалась год и собиралась развиваться дальше.

С 1621 года все больше кораблей стало прибывать к берегам Новой Англии. Вдохновленные примером плимутцев, британцы основывали другие колонии - Род-Айленд, Коннектикут, Массачусетс... Первопоселенцы с «Мейфлауэра» создали ценный прецедент: принцип самоуправления и выборности местных властей, по которому они жили, перенимали как нечто само собой разумеющееся колонисты на всей территории Новой Англии. До Войны за независимость было еще далеко, но будущие американцы приобрели нечто важное - традицию. И обязаны ею США десяткам человек, которые пересекли океан в поисках не золота, не романтики первопроходцев, а свободы.

Фото: Getty Images / Fotobank.com, Architect of the Capitol, Getty Images / Fotobank.com, Getty Images / Fotobank.com (x2), Shutterstock (x2)

Утром 11(21) ноября 1620 г. корабль "Мэйфлауэр" ("Майский цветок"), обогнув мыс Код, бросил якорь у американского берега. Пассажиры бурно радовались завершению долгого и трудного путешествия. Религиозные гонения сорвали их с родных мест, заставили бежать из Англии. Они нашли приют в Голландии - вначале в Амстердаме, а потом в Лейдене. Только через 12 лет вернулись на родину, чтобы сразу отправиться в Америку. И вот перед ними лежала незнакомая заморская страна. Не без основания они называли себя пилигримами, войдя под этим именем в историю. Однако прославили их не странствия, не преданность избранной вере, даже не основанная ими колония Новый Плимут, а соглашение, заключенное ими перед тем как они покинули корабль, - "Соглашение на "Мэйфлауэре". Вот его текст:

"Именем Господа, аминь.

Мы, нижеподписавшиеся, верноподданные нашего могущественного суверенного государя Якова, божьей милостью короля Великобритании, Франции и Ирландии, защитника веры и прочее, предприняв во славу божью - для распространения христианской веры и славы нашего короля и отечества - путешествие с целью основать колонию в северной части Виргинии, настоящим торжественно и взаимно перед лицом бога объединяемся в гражданский политический организм для поддержания среди нас лучшего порядка и безопасности, а также для достижения вышеуказанных целей, а в силу этого мы будем создавать и формировать такие справедливые и одинаковые для всех законы, ордонансы, акты, установления и учреждения, которые в то или иное время будут считаться наиболее подходящими и соответствующими всеобщему благу колонии и которым мы обещаем следовать и подчиняться. В свидетельство чего мы ставим наши имена,

Приведенный документ уже давно вызывает самую противоречивую оценку. Вернее, всеми исследователями он признан предусмотрительной договоренностью людей, прибывших в далекую страну, совсем недавно вошедшую во владения английской короны, и оказавшихся без официальных руководителей, а потому вынужденных организовать управление для создаваемой ими колонии. Еще в XVIII в. автор "Истории Америки" Уильям Робертсон писал, что Соглашение и созданные на его основе общественные институты "опирались на обычные принципы человеческого благоразумия" . Что это за принципы? Почему проявили благоразумие, которым не могли похвастаться поселенцы других колоний? Здесь начинаются расхождения.

Робертсон сформулировал упомянутые принципы следующим образом: "Привилегия выражать свои собственные мнения и привилегия управлять с помощью законов, составленных по собственному разумению". И пассажиры "Мэйфлауэра", и Робертсон подразумевали под "собственным мнением" собственное мнение о вере в бога. Таким образом, то были принципы, принадлежавшие определенной эпохе. Но вспомним, что Соглашение датировано 1620 г. Тогда и При сделанной поправке нельзя отнять у него прогрессивных начал. К тому же, по словам Робертсона, указанные им привилегии служили пилигримам "утешением среди опасностей и трудностей, выпавших на их долю"

Робертсон был историографом английского короля. Соглашение на "Мэйфлауэре" казалось ему примечательным, но не слишком важным событием в колонизации Западного полушария. Когда вышло первое издание его "Истории Америки", английские поселенцы выиграли битву при Саратоге (1777 г.), а через шесть лет Англия признала независимость восставших колоний. Еще через четыре года конгресс их представителей утвердил конституцию Соединенных Штатов. С этого времени американцы все чаще стали задумываться над тем, где им следует искать истоки своей национальной гражданской истории. Одним из них, нередко главным, признается Соглашение на "Мэйфлауэре".

Во время празднования 300-летия со дня прибытия пилигримов в Америку на торжественном заседании в г. Провиденсе профессор Джеймсон, директор департамента истории в Институте Карнеги (Вашингтон), закончил речь патетическими словами: "Таким образом, мы собрались здесь отметить зачатки американского самоуправления, первое проявление в Новом Свете духа добровольного объединения, духа подчинения большинству, духа демократии, который с тех пор завоевал континент... Поистине, не избранный ли мы народ? Я хочу, чтобы мы сделали всегдашней привычкой думать о своей собственной истории как о священной истории" .

Как проявление "духа демократии" оценивал Соглашение противник бонапартистской диктатуры Наполеона III француз Э. Лабулэ. Он писал: "Духовный строй первых переселенцев был республиканский, и с самого начала их правительство стало республиканским" .

Поклонник конституционных установлений, русский буржуазно-либеральный историк П. Мижуев подчеркивал "принципиальную важность" Соглашения как опыта государственного устройства на демократической основе, еще неизвестного Европе 20-х годов XVII в. Участники этого опыта, замечал, правда, он, "были весьма далеки от мысли, что они делают что-либо, имеющее великое принципиальное значение: им казалось, что они удовлетворяют наиболее практическим образом свои ближайшие жизненные нужды и ничего более" .

Рассуждения Мижуева дополнил профессор А. Савин в своих лекциях 1907-1910 гг., дважды изданных в советское время: "И все же их скромная высадка II ноября 1620 г. у мыса Код открывает новый раздел в истории английской политической практики и теории. Во владениях английской короны, хотя бы за тысячу миль от носителя короны, открыто складывается церковная организация, которая по законам страны подлежит суровому преследованию; самим фактом своего существования она подрывает позицию государственной церкви, даже самый принцип полновластия государства в религиозной жизни" .

Много лет спустя Д. К. Уинслоу, потомок семьи, один из членов которой участвовал в составлении Соглашения, писал: "Является ли Соглашение, как утверждают некоторые, исходной точкой американских демократических свобод, еще можно спорить. Одно очевидно: хотя в нем выражено уважение к власти английского короля, оно составлено без какого-либо официального разрешения и создало "гражданский политический организм". Таким образом, поселенцы присвоили себе в какой-то мере автономный статут еще до высадки на берег Новой Англии, и это раннее проявление независимости было впоследствии оценено их потомками как источник большинства их столкновений с правительством метрополии вплоть до революции. Соглашение, можно сказать с основанием, содержало в себе семя республиканизма"

Рассматриваемый вопрос затрагивался и в советской историографии. "Пуританская колония заняла самостоятельное положение относительно метрополии", - отмечено в труде "Английская буржуазная революция XVII века" "Выдвинутая в "Соглашении" идея суверенитета народа отразила прогрессивное для того времени стремление к буржуазному конституционному правлению" , - говорится в "Очерках новой и новейшей истории США" . Здесь к тому же обращается внимание на то, что Соглашение имело целью связать поселенцев "обязательством подчиняться воле руководителей предприятия" . А. Чанышев замечает в книге "Протестантизм", что, основав "первое жизнеспособное поселение" англичан в Америке, пассажиры "Мэйфлауэра" создали "зародыш будущих Соединенных Штатов" .

А. В. Ефимов в обобщающем труде "США. Пути развития капитализма" делал следующий вывод:

"Значение этого Соглашения состоит в том, что в нем в зародышевой форме содержится идея о суверенитете народа, о пgраве самого народа устанавливать власть, государственное правление. Это Соглашение было составлено под влиянием учений кальвинистов задолго до "Общественного договора" Ж. Ж. Руссо и само могло повлиять на французского просветителя. Но основатели Плимутской колонии, стремившиеся к капиталистической наживе, были далеки от признания подлинного суверенитета народа, от подлинной демократии, которая возможна только в обществе, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых" .

Из приведенных высказываний видно, что советские авторы, не отказываясь от традиционного подхода, давали (когда касались интересующего нас предмета более подробно) Соглашению классовую оценку.

Следует отметить, что некоторые американские историки отрицали "принципиальное значение" Соглашения . Еще в начале века Э. Чаннинг утверждал:

"Это Соглашение ни в коем случае не было конституцией независимого государства, как порой говорят. Оно было как раз обратным - соглашением англичан, которые, оказавшись на английской земле без каких-либо полномочий на управление, договорились управлять собой до определения королевской воли. О независимости не было и мысли, а установленное таким образом правление было, согласно обычному праву, законным для подписавших Соглашение. Давало ли это Соглашение подписавшим его право управлять другими английскими подданными, представляется весьма сомнительным" .

В комментариях к "Документам американской истории", изданным Г. Коммаджером, указывается, что "Соглашение составлялось не в качестве конституции, оно было распространением обычного церковного ковенанта на область гражданских отношений" .

Сходные суждения можно встретить у некоторых других видных американских ученых, например, у Джеймса Адамса и Чарлза Эндрюса . Джордж Уиллисон обращал особое внимание на стремление наиболее влиятельных и относительно имущих пассажиров "Мэйфлауэра", прежде всего владевших слугами, закрепить Соглашением свою власть над ними . Но он и другие американские авторы, подвергавшие сомнению изначальную "конституционность" документа, тем не менее, как правило, подтверждали мысль о том, что в нем содержался "демократический элемент", который в ходе колониальной истории получил развитие и вылился в американскую конституцию.

Возможность для Соглашения стать отправной точкой развития демократии объясняется в американской истории различно: "благоразумием" и "здравым.смыслом" колонистов; присущей якобы только англосаксам способностью к самоуправлению , наличием такой же способности у членов сепаратистской конгрегационалистской церкви, к которым принадлежала часть пассажиров "Мэйфлауэра" ; социальной однородностью колонистов ; более или менее определенной констатацией буржуазного происхождения колонизации .

Противоречивость при оценке исторического значения Соглашения на "Мэйфлауэре" вызывалась эволюцией исторических воззрений, несходством общественных и научных взглядов, а также в значительной мере - сосредоточением в очень небольшом событии (в нем участвовали даже не все пассажиры корабля, оно произошло в полной изоляции от остального мира) элементов очень сложных и важных социальных явлений того времени. Это мешало исследователям (большинство из них, описывая длительные периоды американской истории, естественно, могли уделить Соглашению на "Мэйфлауэре" очень немного места) уяснить всю значимость события, а порой, наоборот, создавало возможность некоторым из них делать слишком далеко идущие выводы.

Обратимся, однако, к самому документу. Выше, не считая опущенных подписей, он приведен полностью. Это представляется необходимым, поскольку нередко авторы, отвлекаясь от текста самого Соглашения, давали увлечь себя своим логическим построениям или слишком доверчиво воспринимали суждения других авторов. Кроме того, на русском языке документ цитируется в немногих старых изданиях. К ним вряд ди обратится современный читатель. Архаичность языка, а иногда некоторая вольность перевода отвлекают от сути дела. Текст Соглашения приведен, правда, в примечаниях к труду В. Л. Паррингтона , но напечатанный петитом и в конце книги он не может привлечь должного внимания.

Упоминание бога в первой же строке Соглашения, а также в ряде последующих в данном случае не следует рассматривать лишь как формальное подражание нормам тогдашнего официального языка. Половина пассажиров "Мэйфлауэра" считала себя "святыми", находившимися в непосредственном общении с богом, который в лице Христа искупил их грехи и тем дал возможность надеяться на "спасение". Кто были эти люди и что привело их на борт корабля?

Здесь нет места рассказывать всю их историю. Ограничимся главными фактами. Они принадлежали к протестантскому религиозному течению "сепаратистов", воспринявших с незначительными отклонениями учение Роберта Брауна (1550-1633), истолкованное на свой лад их духовным пастырем Джоном Робинсоном. Его последователи отвергали официальную англиканскую церковь как испорченную остатками католического "идолопоклонства", сохранением иерархической структуры и подчинением королю. Они расходились с другими английскими протестантами - пуританами,- считая противоречащими священному писанию их кальвинистские принципы построения церкви (пресвитеры, синод) . Они были убеждены, что объединение людей в церкви должно основываться только на общей вере. Такие церкви независимы от других, ни в коем случае не подчиняются государственной власти, не совместимы с какой-либо церковной иерархией (сепаратизм). Вхождение в церковную общину (конгрегация) совершенно добровольное и ограничено лишь заявлением о желании стать ее членом и признанием взаимного соглашения о вере (ковенант). Пастор, а также старейшина и дьякон избирались и смещались большинством голосов.

"Святые" происходили из тех слоев английского общества, положение которых ухудшалось по мере развития процесса первоначального накопления (крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы). Это породило их сепаратизм - религиозную форму социального протеста. Он напоминал ту "ересь", о которой Ф. Энгельс писал: "Хотя она и разделяла все требования бюргерской ереси относительно попов, папства и восстановления раннехристианского церковного строя, она в то же время шла неизмеримо дальше. Она требовала восстановления раннехристианского равенства в отношениях между членами религиозной общины, а также признания этого равенства в качестве нормы и для гражданских отношений. Из "равенства сынов божиих" она выводила гражданское равенство и уже тогда отчасти даже равенство имуществ" .

Сказанное выше позволяет предположить, что сепаратизм и конгрегационализм в определенных условиях и в определенной мере "могли содействовать развитию в среде "святых" демократических тенденций и идей самоуправления. Эти тенденции должны были стимулироваться многолетней эмигрантской жизнью, так как в Лейдене они вынуждены были сами устраивать свои внутренние дела. Противостоя материальным невзгодам и нападкам голландских кальвинистов, которые, как и английские пуритане, порицали их за сепаратизм, лейденцы, потеряв слабых и нестойких, духовно и организационно сплотились в своей церковной общине.

Все пассажиры "Мэйфлауэра" были знакомы с практикой английского муниципального самоуправления. Как ни держались лейденцы друг за друга, связанные общей судьбой, верой, нередко родством, долгая жизнь на чужбине грозила размыть общину, прервать всякие связи с Англией. Выход из затруднительного положения подсказало основание в Америки английской колонии Виргинии. Там "святые" вернули бы себе прежнее подданство и, будучи допущенными туда, покончили бы с жизнью изгнанников. При отдаленности страны они надеялись приобрести некоторую свободу действий. После длительных переговоров им разрешили обосноваться в новом заморском владении Англии. Правительство Якова I, стремясь закрепить его за собой и не располагая достаточным числом переселенцев, закрывало глаза на сепаратизм лейденцев.

В те времена статут колонизационных предприятий утверждался королевской хартией, в которой указывались границы предоставляемой территории и форма управления ею. При отплытии "Мэйфлауэра" компаньоны предприятия - субсидировавшие его купцы и будущие колонисты - такой хартии еще не имели. Они использовали патент купца Джона Пирса. Ему, как пайщику Виргинской компании, полагался по этому патенту участок земли в Америке. Сам Пирс туда не ехал. Но даже и в том случае, если бы он оказался в числе колонистов, купец не смог бы вводить там порядки по своему усмотрению. Он являлся только одним из акционеров предприятия, дела которого, в соответствии с тогдашней практикой, решались собранием пайщиков. Но в отличие от обычной практики в данном случае пайщиками были подавляющее большинство будущих колонистов. Иначе говоря, они сами имели право голоса в решении вопросов, связанных с устройством поселения. Это право, несмотря на их незначительное материальное участие в деле, обеспечивалось позицией купцов, не только взявших на себя основные расходы в предвидении будущих барышей, но и стремившихся, следуя своим религиозным симпатиям, облегчить сепаратистам достижение их целей. Некоторая самостоятельность, достигнутая таким образом, а также надежда закрепить ее в стране, далекой от английских властей, являлись той приманкой, которая сделала из "святых" - пилигримов "Нового Ханаана".

Пунктом назначения "Мэйфлауэра" считалось устье Гудзона. Власть Виргинской компании, в юрисдикцию которой должно было войти предполагаемое поселение, на этот район Виргинии фактически не распространялась и оспаривалась голландцами. По крайней мере на некоторое время это давало колонистам известную свободу рук и независимость от ортодоксальных англикан, осевших южнее. Есть и прямые указания на стремление к такой независимости. В то время права на Северную Виргинию, которую уже называли Новой Англией, переходили в другие руки. Только задержка с.утверждением хартии для ее нового хозяина - Совета Новой Англии помешала Пирсу и его компаньонам переменить патрона, к чему они готовились вплоть до отплытия "Мэйфлауэра". По причинам, которые остаются невыясненными, корабль пристал к берегу у мыса Код - много севернее устья Гудзона, т. е. на территории, отходившей Совету Новой Англии. Официальные права он получил на нее еще до прибытия "Мэйфлауэра" в Америку (3 ноября 1620 г.) . Иначе говоря, с патентом на землю, которой управляла Виргинская компания, колонисты оказались во владениях другого хозяина, еще не приступившего к управлению. Временное самоуправление делалось неизбежным.

В пути общее руководство, естественно, лежало на капитане - Кристофере Джонсе. Так как Робинсон остался в Лейдене, старшим среди его людей считался Джон Карвер, который от их лица вел дела с купцами. Остальными пассажирами, набранными дополнительно в Англии, в значительной мере управлял Кристофер Мартин - временный казначей экспедиции.

Что касается "святых", то кроме всех вышеуказанных обстоятельств, которые стимулировали или позволяли проявиться инициативе в деле самоуправления, они имели на этот счет и конкретные распоряжения. Незадолго до отплытия "Мэйфлауэра" из Англии их духовный пастырь и фактический руководитель отправил им из Лейдена 27 июля 1620 г. напутственное письмо-проповедь. Робинсон наставлял их избегать всяких ссор и конфликтов с "чужаками", которых они получили в попутчики и компаньоны и с которыми они составят единое "гражданское сообщество". Он умолял их до прочного обоснования на американской земле "не расшатывать Дом бога", объединявший лейденцев, "ненужными новшествами".

"Наконец, поскольку вы становитесь политическим организмом, осуществляющим гражданское самоуправление, и не имеете среди вас каких-либо особо выдающихся людей, из которых вы могли бы избрать правителя, проявите мудрость и благочестие, не только избирая для этой цели людей, проявляющих со всей очевидностью любовь и волю к достижению всеобщего блага, но и выказывая все необходимое уважение и подчинение их законному управлению; вы должны видеть в них не простую заурядность, а божественное указание к достижению всеобщего блага, чтобы не стать глупой толпой, которая больше уважает яркий наряд, чем добродетельный ум человека или чудесное предначертание Господа; вы ведь хорошо знаете, что образ божеской власти и авторитета, который воплощается в правителе, должен уважаться в ком бы то ни было" .

Цитируемое письмо подтверждает и без того достаточно очевидный факт, что вопрос о самоуправлении обсуждался и был решен лейденцами еще до их отъезда из Голландии. Это совпадало с достижением основных преследуемых целей: свободой их вероисповедания и заведением собственного хозяйства. Глубинный экономический стимул, сделавший этих англичан сепаратистами, ими не осознавался. Они отдавались cвоей вере бескорыстно, более того, - жертвенно, потеряв из-за нее родину, а некоторые и все свое имущество. Трудности эмиграции сделали экономический стимул, если не осознанным, то весьма ощутимым, почти равнозначным религиозному . "Святые" не могли достигнуть преследуемых целей в Англии, где их считали преступниками, нарушившими церковные и государственные законы (в частности, запрет покидать страну без санкции короля). В Голландии при наличии веротерпимости и личной свободы они, тем не менее, были чужестранцами, иноверцами, неустроенными и неполноправными горожанами (за некоторыми исключениями), нежелательными, маломощными и неумелыми конкурентами. Жизнь на чужбине не давала уверенности в прочном будущем, столь необходимой для приобретения какой-либо специальности или ведения торговли (большинство "святых" были прежде сельскими жителями). Голландия вот-вот могла вступить в войну с грозной Испанией, для которой сепаратисты были худшим видом еретиков. В Америке они искали "Новый Ханаан"- со своей верой, своей землей, своим управлением.

Да, свой "Новый Ханаан". Но если вспомнить последнюю фразу из письма Робинсона и текст Соглашения, то нетрудно убедиться в том, что лейденцы (не говоря уже о "чужаках") не предполагали отвергать власть короля и объявлять о своей независимости. Именно желание вновь связать себя с родиной привело их в отдаленные, яо английские владения. Они не искали независимости, не подвергали сомнению "образ божеской власти и авторитета" , воплощенный в "божьей милостью короле" . "Святые" не собирались рвать своего договора с купцами, без помощи которых не покинули бы Европу и на помощь которых рассчитывали в дальнейшем. Америка сулила им достижение искомых целей без окончательного разрыва с Англией, без ослушания "чудесного указания господа".

Они прибыли в Америку. Их корабль стоял у мыса Код. Что могло помешать исполнению задуманного? Нежелание "чужаков" согласиться на предлагаемую форму правления. Такая угроза была реальной.

Еще перед отплытием из Англии отношения между "святыми" и "чужаками" оказались испорченными. Последних купцы включили в состав экспедиции, желая увеличить число колонистов, труд которых должен был обеспечить доходность предприятия. Это разрушало замыслы лейденцев: "Новому Ханаану" пришлось бы начинать жизнь с религиозных распрей. Они возникли с первой встречи. "Чужаки" в большинстве своем принадлежали к англиканской церкви, некоторые, вероятно, были пуританами (к ним относят Кристофера Мартина), один, как предполагается, - католиком (Майлз Стэндиш). Все они считали лейденцев "раскольниками". Беззащитность "святых", находившихся в Англии на полулегальном положении, давала их противникам возможность помыкать ими. Взаимная неприязнь питалась также финансовыми трудностями. Мартин, претендовавший на роль общего руководителя, вызывал у лейденцев раздражение своей кичливой грубостью при плохом исполнении прямых обязанностей.

В море единоначалие капитана корабля, напутственные слова Робинсона своей пастве, а также опасности и невзгоды, равные для всех, могли притушить взаимное недовольство, даже сблизить некоторых, до того враждовавших. Если это и случилось, то тем не менее не обеспечило единства и мира. Летописец Нового Плимута Уильям Брэдфорд, рассказывая о Соглашении на "Мэйфлауэре", объяснял, что его необходимость вызывалась "частично недовольством и мятежными речами, которые вели некоторые чужаки, а именно, что, когда они сойдут на берег, будут вести себя как захотят из-за отсутствия какой-либо власти для управления ими, так как они имели патент для Виргинии, а не для Новой Англии, принадлежавшей другому хозяину, к которому Виргиния не имела никакого отношения. А частично потому, что заключенное ими самими такое соглашение... могло быть прочным как обусловленное патентом, а в некоторых отношениях еще и более прочным" .

К моменту подписания Соглашения на "Мэйфлауэре" находилось 104 пассажира. "Святые" составляли немногим более одной трети: 41 человек (17 мужчин, 10 женщин, 14 детей - двое родились в пути). "Чужаков" было 40 человек (17 мужчин, 9 женщин, 14 детей). Остальные 23 пассажира не принадлежали к числу собственно колонистов: 5 специалистов (бочар и четыре моряка), нанятые купцами для нужд всей колонии на ограниченное время и за определенную плату, и 17 "слуг" (18-й, У. Баттен, умер в пути).

"вели некоторые чужаки"

Среди лейденцев "бунтовщиков" не было (мятежные речи "вели некоторые чужаки" ). Сомнительно, чтобы ими могли стать наемные специалисты. Они ехали за заработком, которого лишились бы при распаде колонии. Они не предполагали оставаться в ней больше года. Из 17 слуг шестеро были подростки и одна женщина. Судя по всему, слуги "святых", составлявшие большинство в этой категории пассажиров (13), были обращены лейденцами в свою веру, по крайней мере нанимались из людей сочувствовавших и собиравшихся по окончании срока контракта остаться в колонии. Некоторые были чуть ли не на положении членов семьи. Таким образом, из слуг потенциальными "мятежниками" наиболее вероятно считать только четверых, принадлежавших "чужакам". При этом нельзя забывать, что люди, только что законтрактованные, еще не приступившие к ожидавшей их тяжелой работе, но уже получившие кров, питание и одежду, пусть плохие, имели не так уж много оснований для бурного возмущения. Они согласились на кабальные условия контрактов, надеясь через семь лет обрести свободу и обзавестись в Америке землей и хозяйством. В Англии они их не имели или лишились, за что их же преследовали и наказывали как "бродяг" и "лентяев" . Вряд ли в этих условиях именно слуги стали зачинщиками "мятежа", участие в котором грозило им впоследствии жестокими наказаниями и лишало всякой надежды вернуться в среду добропорядочных англичан, на что они рассчитывали, отправляясь за океан .

Возможное недовольство слуг, будь то их положением, будь то обращением с ними хозяев, могло, разумеется, находить выход в "мятежных речах". Однако главными "мятежниками" следует скорее всего считать собственно "чужаков" и, может быть, тех из них, которые владели слугами. "Мятеж" направлялся против "святых". Вернее, против явной претензии их руководителей (Карвер, Брэдфорд, Брюстер) на главенство среди колонистов, против несомненного намерения этих руководителей осуществить свой план организации поселения.

Недовольство не вышло за пределы "мятежных речей". Менее одного дня оказалось достаточным, чтобы 41 человек поставили под Соглашением свои подписи: 17 "святых", 17 "чужаков", 3 наемных специалиста и 4 слуг (двое -"чужака" Гопкинса и двое -"святых" Карвера и Уинслоу), как можно полагать, все мужчины, достигшие 21 года, который считался годом совершеннолетия ^. Что же, кроме предположительного и весьма относительного большинства из общего числа мужчин (наемные специалисты, двое слуг), помогло лейденцам одержать верх .

Они составляли организованную и духовно спаянную силу, твердо знали, чего хотели. Этого нельзя сказать о "чужаках". Претендовавший на лидерство Мартин дискредитировал себя. Руководители "святых", исполняя наставление Робинсона, привыкшие к пропаганде своих взглядов, проявлявшие "христианское милосердие" к своим болевшим спутникам, поддерживаемые всей церковной общиной сепаратистов, относительно более образованные, не могли не пользоваться авторитетом. Он рос с падением престижа Мартина.

Всех пассажиров "Мэйфлауэра" связывал договор с купцами, без помощи которых колония не могла существовать, по крайней мере первое время. Капитан, несомненно, делал все возможное, чтобы привезти в Англию благоприятный отчет об основанной колонии, а не известие о разбежавшейся мятежной толпе. Далеко не все "чужаки", вложившие в предприятие свои, пусть небольшие, средства, как правило, последние, располагали мужеством порвать с предприятием. Колонисты имели с собой очень скромный запас продовольствия и снаряжения, который до высадки на берег находился в руках капитана. На берегу их не ждал подготовленный кров, обработанные поля, друзья, на помощь которых они могли рассчитывать. Поселение можно было основать только общим трудом. Это предусматривал и договор с купцами: колонисты должны были работать все вместе и пользоваться из общих запасов, привезенных и скопленных в результате освоения занятой территории. Один или даже несколько человек, решившие отделиться от остальных, в незнакомой стране, среди девственной суровой природы, при наступавшей зиме, возможном нападении индейцев, усталости от путешествия и недостатке припасов, шли бы на смертельный риск. На руках у многих были женщины и дети, составлявшие половину всех колонистов. "Здравый смысл" играл на руку лейденцам. К тому же они предложили заключить Соглашение, которое формально никого не ущемляло. К его подписанию привлекли даже слуг, что было немалым новшеством в тогдашней практике взаимоотношений с ними.

14. Американский историк Г. Осгуд, проявлявший особый интерес к государственным и общественным институтам колоний, даже не счел нужным упомянуть о Соглашении в своем труде. - Н. L. Osgood. The American Colonies in the Seventeenth Century, vol. 1. Glocester, 1957, p. 109, 110.

15. Е.Channing. A History of the United States, vol. II. New York, 1932, p. 309.

16. "Documents of American History". Ed. by Н. Commager. New York, 1945, p. 15.

17. J.T.Adams. The Founding of New England. Boston, 1922, p. 98; Ch. М. Andrews. The Colonial Period of American History, vol. 1. New Haven, 1937, p. 292.

18. G. F. Willison. Saints and Strangers. New York, 1945, p. 144.

19. J. Jameson. Ор. cit., р 29.

20. J.Jameso п. Ор. cit., р. 30; Ch. M.Andrews. Ор. cit., р. 292; "Documents of American History", p. 15; F. M. Gregg. The Founding of a Nation. The Story of the Pilgrim Fathers. Clevelend, 1915, p. 15.

21. Ch. M. Andrews. Ор. cit., vol. I, p. 274; F. M. Gregg. Ор. cit., p. 15-16; G. F. Willison. Ор. cit., p. 130. Вне связи с Соглашением эту однородность подчеркивал Осгуд.- Н. L. Оsgood. Ор. cit., р. 107.

22. J.T.Adams. Ор. cit., р. 99; V.F. Calverton. The Awakening America. New York, 1939, p. 57-69.

23. В. Л. Паррингтон. Основные течения американской мысли, т. 1. M., 1962, стр. 486.

24. Вначале термин "пуритане" (чистые) охватывал всех английских протестантов, позже распавшихся на пресвитериан и сепаратистов (браунистов, индепендентов, конгрегационалистов). Ко времени Английской революции и в ходе ее религиозные разногласия приобрели политическую окраску: просвитериане, индепенденты, левеллеры. В Америке в первый период колонизации сложились два основных протестантских течения: сепаратистов и пуритан, как их принято именовать в исторической литературе. При этом в новых условиях те и другие испытали некоторую эволюцию, в какой-то мере их сблизившую.

25. К. Маркой Ф.Энгельс. Соч., т. 7, стр. 362.

26. Некоторые исследователи предполагают, что капитана подкупили голландцы; другие, что капитан сбился с курса; третьи, что существовал сговор между компаньонами Пирса и Советом Новой Англии.

27. "Bradford"s History", р. 84-86.

28. В Америке, когда церковь "святых" станет свободной, а сами они заведут частное хозяйство, экономический стимул станет главенствующим, а религиозный - его покровом, каким он по существу все время являлся. Это позволит, в частности, ужиться "святым" с пилигримами, не принадлежавшими к их церкви, а потом с пуританами Массачусетса.

29. Добавим, что в "Лейденском соглашении" с Виргинской компанией (1617 г.) эмигранты безоговорочно признавали светскую власть английского короля, что они отказались от предложения "Новой Нидерландской компании" создать с ее помощью поселение в устье реки Гудзон. - "Documents of American History", p. 14-15; "Bradford"s History", p. 46-67.

30. "Bradford"s History", p. 106.

31. "Слуги" (servants) - термин условный. В рассматриваемое нами время так назывались не только личные домашние слуги, но и законтрактованные работники, предназначенные для тяжелого физического труда. В течение семи лет (обычный срок контракта) они находились в полном распоряжении и подчинении своих хозяев, получая за свой труд лишь одежду и пищу, на чем, особенно в условиях колонии, хозяева, естественно, экономили.

32. См.К. Маркой Ф.Энгельс. Соч., т. 21, стр. 408; т. 23, стр. 725-773; см. также: "Английская буржуазная революция XVII века", Т. 1, гл. 1.

33. Из четырех упомянутых выше потенциальных "мятежников" слуг один умер в год приезда; второй - в 1621 г., третий, недовольный жизнью в Новом Плимуте, как только кончился срок контракта, уехал в Виргинию, четвертый остался плимутским колонистом. Из 17 слуг (сервентов), сошедших с "Мэйфлауэра" на американскую землю, в течение 1620-1621 гг. умерло 11 человек. Вообще из 362 колонистов, приехавших в Новый Плимут до 1630 г., когда прибыли последние из тех, кого причисляют к пилигримам, сервентов насчитывалось максимально 50 человек. Это в том случае, если считать таковыми большинство или всех пассажиров "Талбота" (1629 г.), как это делает, например, Уиллисон. - G.F.Willison. Ор. cit., р. 451. В "Истории" Брэдфорда о них сказано: "Мы послали вам несколько сервентов", "число пассажиров 35 человек". - "Bradford"s History", р. 245-246. Состав пассажиров "Хэйндмейда" (1630 г.) неизвестен.

34. "Documents of American History", p. 16.

35. Дата рождения двух моряков и остальных шести слуг - мужчин, чьих подписей нет, неизвестна. Весьма вероятно, что они не достигли 21 года.

36. "Bradford"s History", р. 107.

37. А. Самойло. Английские колонии в Северной Америке в XVII веке. М., 1968, стр. 106.

38. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 21, стр. 347.

Обсуждение статьи

(Mayflower, англ. майский цветок, боярышник) - английский парусник, на котором в 1620 году первые «отцы-пилигримы» пересекли Атлантический океан, чтобы основать свое поселение в Северной Америке.

Точных сведений о размерах и типе судна не сохранилось, чаще всего в различных источниках называют трехмачтовым двухпалубным галеоном, водоизмещением примерно 180 тонн. Изначально это небольшое судно использовалось в торговых целях и совершало рейсы между различными портами Европы. А в 1620 году и еще одно судно «Спидвелл» (Speedwell) были зафрахтованы группой английских диссидентов для отплытия в Америку. Те, кого сейчас на американском континенте чтят как отцов-пилигримов, были небольшой группой английских сепаратистов-пуритан, недовольных нравами тогдашней Англиканской церкви. Иногда их еще называют броунистами по имени лидера Роберта Брауна. Из-за гонений со стороны властей пуританам пришлось перебраться сначала из Англии в Голландию, где к их взглядам относились более терпимо, а затем они стали думать о создании «новой родины» на Североамериканском континенте.

15 августа 1620 года оба судна вышли из порта Саутгемптон с курсом на уже существовавшую в Америке Вирджинскую колонию. Но корабль «Спидвелл» оказался не готов к путешествию. Парусникам пришлось зайти в ближайший порт Плимвут, из которого 16 сентября 1620 года отправился в путешествие к новым берегам уже в одиночку. В результате того, что пришлось взять на свой борт часть пассажиров со «Спидвелла», судно оказалось перегруженным. Всего на «Мэйфлауэре» находились на момент отплытия 102 человека и две собаки. Пуритан на борту было всего 41 человек (17 мужчин, 10 женщин и 14 детей). Остальные- это члены команды, вольнонаемные рабочие для нужд будущей колонии и слуги. В пути через Атлантический океан провел 66 дней. Людям на борту судна пришлось вынести немало невзгод: морская болезнь, плохая пища, антисанитарные условия, большая скученность. За время путешествия на судне погибло 2 человека (что очень мало для морских плаваний того времени), и родился один, которого назвали Оушеном (Океан). Руководил экспедицией капитан Крисофер Джонс. Среди пуритан старшим считался Джон Карвер, казначеем экспедиции был Кристофер Мартин.


реплика корабля “Мейфлауэр”

По неизвестным причинам сбился с курса и 21 ноября 1620 года причалил к американскому берегу полуострова Кейп-Код, гораздо севернее Вирджинии. Здесь пилигримами было основано поселение Плимут (сейчас Плимутская скала является национальным памятником). Еще до высадки на берег на борту судна было подписано знаменитое «Мейфлауэрское соглашение» , которое стало основным документом, регламентирующим жизнь в колонии. Согласно этому документы поселенцы в колонии должны были оказывать друг другу всяческую помощь и жить по законам божьим. В США считается, что этот документ заложил основу американской демократии. Непросто пришлось первым поселенцам Новой Англии. В первую зиму погибла почти половина экспедиции от болезней и невзгод. Но, тем не менее, колония выжила и постепенно разрасталась. Несколько лет спустя, в Плимут прибыло судно «Fortune» с новыми колонистами на борту, положив начало Великому переселению. Именно отцы-пилигримы придумали праздник, который каждый год 26 ноября отмечают все жители США – день Благодарения Бога за все, что он ниспослал колонии.

Судьба судна неизвестна. В начале оно служило убежищем пилигримам, а потом, после смерти капитана в 1623 году, скорее всего было разобрано на дрова.

В 1957 году была построена реплика судна «Мейфлауэр II» , которая повторила путь знаменитого парусника из Англии в США за 53 дня и теперь стоит на вечной стоянке в Плимутской бухте в качестве корабля-музея.

Соглашение об обработке персональных данных

Правила сайта

Текст соглашения

Настоящим я предоставляю согласие на обработку ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» (ИНН 7705523242, ОГРН 1127747058450, юридический адрес: 115093, г. Москва, 1-ый Щипковский пер., д. 1) моих персональных данных и подтверждаю, что давая такое согласие, я действую своей волей и в своем интересе. В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я согласен предоставить информацию, относящуюся к моей личности: мои фамилия, имя, отчество, адрес проживания, должность, контактный телефон, электронный адрес. Либо, если я являюсь законным представителем юридического лица, я согласен предоставить информацию, относящуюся к реквизитам юридического лица: наименование, юридический адрес, виды деятельности, наименование и ФИО исполнительного органа. В случае предоставления персональных данных третьих лиц, я подтверждаю, что мною получено согласие третьих лиц, в интересах которых я действую, на обработку их персональных данных, в том числе: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Согласие на обработку персональных данных дается мною в целях получения услуг, оказываемых ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг».

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке).

При обработке персональных данных компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» не ограничена в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» вправе предоставлять мои персональные данные для достижения указанных выше целей третьему лицу, в том числе и при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия и на оповещение меня о тарифах услуг, специальных акциях и предложениях сайта. Информирование осуществляется по средствам телефонной связи и/или по электронной почте. Я осознаю, что проставление знака «V» или «X» в поле слева и нажатие кнопки «Продолжить», либо кнопки «Согласен» ниже текста настоящего соглашения, означает мое письменное согласие с условиями, описанными ранее.


Согласен

Что такое персональные данные

Персональные данные - контактная информация, а также информация идентифицирующая физическое лицо, оставленная пользователем на проекте.

Для чего необходимо согласие на обработку персональных данных?

152-ФЗ «О персональных данных» в ст.9 п.4 указывает на необходимость получения «письменного согласия субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных». В том же законе разъясняется, что предоставленная информация является конфиденциальной. Деятельность организаций, осуществляющих регистрацию пользователей без получения такого согласия является незаконной.

Ознакомиться с законом на официальном сайте Президента РФ