Что такое архитектурный ансамбль. Уникальные архитектурные ансамбли России

Архитектурное проектирование

Ансамбль в архитектуре - это функционально связанная совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.

Архитектурный ансамбль, в такой же мере как отдельное здание и его интерьер, является архитектурным произведением и объектом творческого труда архитектора.

Различают ансамбли городские, загородные и парковые. Они бывают малого и большого масштаба. Архитектура в них в большей или меньшей степени всегда сочетается с природой, которая также становится объектом архитектурной композиции.

Версальский дворцово-парковый ансамбль


Ансамбль Троице-Сергиевой лавры

Неотъемлемой частью создания ансамбля является организация прилегающей к нему территории. Под организацией территории понимается пространственное распределение и устройство улиц, дорог, зданий, инженерного оборудования и всего того, что мы понимаем под благоустройством территории. Ансамбль, как и всякое архитектурное произведение, обладает определенным художественным обликом. Человечество имеет богатый опыт и ценнейшее наследие в области архитектурных ансамблей, в которых, как и в отдельных произведениях искусства, выражаются общественные идеалы, художественные стремления, художественные вкусы породивших их эпох. Существует два вида городских ансамблей.

К первому виду относятся ансамбли, созданные в течение длительного времени (в течение нескольких десятилетий, а иногда столетий). Зодчие более позднего времени строили новые здания и сооружения в других стилях и включали их в ранее определившуюся общую форму ансамбля, дополняя и развивая его замысел. Примером может служить Красная площадь в Москве.

Ко второму виду относятся ансамбли, созданные единовременно, по единому замыслу, в едином архитектурном стиле. Примерами могут служить ансамбли Санкт-Петербурга, созданные Росси (улица Росси; Александрийский театр и ансамбль прилегающих площадей; Дворцовая площадь, ансамбль Русского музея), и многие новые ансамбли, созданные нашими и зарубежными архитекторами.

И тот и другой вид городского ансамбля обычно входит в состав современного города, приспосабливаясь к его практическим потребностям. Исключение составляют ансамбли, превращаемые в историко-архитектурные музеи, которые образуют как бы островки-заповедники в современном городе, нередко окружаемые и отделяемые от современного города парком. Примерами могут служить ансамбли кремлей в старых русских городах. Композиция как города в целом, так и отдельного ансамбля в первую очередь определяется историческими условиями.

Существенное влияние на композицию архитектурного ансамбля оказывают также природные условия. Низкий, равнинный рельеф местности дает возможность проводить прямые дороги, проспекты и улицы. Высокий, холмистый рельеф заставляет проводить криволинейные дороги и улицы, пересекать низины виадуками и мостами, что придает ансамблю живописный характер.

Важное значение для планировки населенного пункта в целом и для его ансамблей имеет наличие прилегающего водоема и его характер, так как в большинстве случаев это сказывается на планировке ансамбля и города. Чем крупнее водоем, тем больше ориентируется на него ансамбль или город: устраиваются набережные, прибрежные парки и скверы; дома, расположенные на рельефе, обращаются к водоему; в сторону водоема раскрываются ансамбли и площади. Так возникают парадные «фасады городов», выходящие на берега больших рек и морей.

Связь с природой во внутренних городских ансамблях осуществляется путем раскрытия перспектив на окружающий пейзаж и путем устройства парков, скверов, прудов, фонтанов, бассейнов и т. п. В градостроительной практике сложились определенные планировочные приемы и формы (улицы различных типов, площади, набережные, городские центры), на основе которых складываются ансамбли.

В пространственной композиции архитектурных ансамблей различают следующие наиболее типичные построения:

    глубинно-пространственная перспектива , которая может раскрываться вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т. п. Эта перспектива может начинаться с композиционно главного элемента либо приводить к нему; или все пространство, охватываемое перспективой, может быть главным элементом по отношению к окружающему;

    замкнутое (или полузамкнутое) пространство , ограничиваемое застройкой или массивами зелени. К этому виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади, внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;

    свободное пространство , в котором здания располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных линейных границ площади или улицы. В этом случае элементом, определяющим пространственную среду, служат природные границы или периметральные сооружения;

    панорама , к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы, раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка. В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт застройки и высотные сооружения. Обычно мы наблюдаем в ансамблях совмещение указанных типовых случаев, тем более, что ансамбли воспринимаются в движении и с различных точек зрения.

В дополнение укажем еще некоторые основные приемы, используемые при построении архитектурного ансамбля :

    постановка в определенных местах зданий, выделяющихся по своему значению, масштабу, композиции и художественным качествам. В ансамбле может быть одно или несколько таких зданий, служащих как бы композиционными узлами ансамбля;

    использование в качестве композиционных узлов ансамбля исторических памятников архитектуры;

    постановка монументов, посвященных выдающимся событиям и деятелям, в ответственных, хорошо видимых и посещаемых пунктах ансамбля.

от франц. ensemble – совокупность), ряд сооружений, образующих стройное целое, т. е. подчиненных единому ритму, размещенных с учетом определенных точек зрительского восприятия, масштабно и пропорционально соотнесенных друг с другом и образующих уравновешенную композицию. Ансамбль может строиться как на принципе симметрии (Версаль, 17–18 вв.), так и асимметрии (афинский Акрополь, 5 в. до н. э.), объединять здания одной эпохи и стиля (Смольный монастырь в Санкт-Петербурге в стиле барокко, Б. Ф. Растрелли, 1748–54) или разностильные (Новодевичий монастырь в Москве, 16–17 вв.).

Основные типы ансамблей: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного) и примыкающих к нему флигелей; дворцово-парковый ансамбль.

В ансамбле площади собора Св. Петра в Риме (1656–65) Д. Л. Бернини замкнул пространство с боков полукружиями колоннад, которые перекликаются с колоннами на фасаде собора, их частый ритм словно торопит посетителя ко входу в храм. Пространство площади получило очертания трапеции, что создало эффект обратной перспективы, храм словно приближается к зрителю. Его главенство в пространстве площади всячески подчеркнуто. Движение ко входу развивается вдоль центральной планировочной оси: от улицы, ведущей на площадь, через ее центр, отмеченный обелиском, – к лестнице и портику главного входа, над которым возносится гигантский купол собора. Ансамбли Красной площади в Москве, Дворцовой площади в Санкт-Петербурге объединяют в гармоничное целое разновременные и разностильные здания. Здания на площади итальянского г. Пизы (собор, колокольня и баптистерий, 12–14 вв.), украшенные арочными галереями с тонкими колонками, выдержаны в едином романском стиле.

Ансамбль здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (А. Д. Захаров, 1806–23) расположен на набережной Невы. Протяженный фасад образован центральным и боковыми корпусами, объединенными связующими их звеньями. Подчиненность боковых частей центру подчеркивает взлет башни с высоким шпилем, помещенной над массивным центром здания с высокой полукруглой аркой.

В дворцово-парковых ансамблях (Павловск, Царское Село, Петергоф под Санкт-Петербургом, Сан-Суси во Франции, Кацура в Японии) формы зданий и «зеленая архитектура» – оформление природного окружения (деревьев, лужаек, аллей и т. д.) соответствуют друг другу по образному строю, представляют с определенных видовых точек гармоничные картины. Важную роль в эстетическом восприятии дворцово-паркового ансамбля, в понимании его образного содержания играет передвижение зрителя в пространстве, смена зрительных впечатлений.

Большое значение в архитектурном ансамбле имеет художественная организация прилегающего пространства, взаимодействие с ним зданий. Средневековые площади Европы представляют собой замкнутые комплексы, в то время как памятники древнерусской архитектуры (Коломенское, 16–17 вв.), ансамбли эпохи барокко раскрываются вовне, активно взаимодействуя с окружающим пейзажем. Так, три луча широких проспектов уходят от главного фасада Версальского дворца в обширный парк, три улицы убегают от площади дель Пополо в Риме, перспектива главного канала Петергофа завершается видом на море. Важную роль в архитектурном ансамбле могут играть скульптура и архитектура малых форм (беседки, павильоны), а также фонтаны (фонтан на площади Навона в Риме, Д. Л. Бернини, 1647–52; фонтаны Петергофа, 18–19 вв.), зеленые насаждения, газоны и цветники.

(франц. ensemble - совокупность, стройное целое) группа построек, объединенная художественно, функционально или исторически, которая также может включать элементы природного ландшафта. Постоение ансамбля может подчиняться художественным принципам, свойственным периоду его возникновения, быть определено взглядами архитекторов или заказчиков, а также историей его возникновения. * * * взаимная согласованность, стройное единство частей, образующих нечто целое, напр архитектурный ансамбль. Петербург - город ансамблей. Лучшие из них - Петропавловская крепость, стрелка Васильевского острова, Дворцовая пл., Сенатская пл., ансамбль Александрийского театра. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)


Смотреть значение Ансамбль в других словарях

Ансамбль — м. франц. худож. общность, совместность, общее согласие картины, музыки; взаимное соответствие, стройная полнота.
Толковый словарь Даля

Ансамбль — ансамбля, м. (фр. ensemble). 1. Стройное объединение, согласованность всех частей какого-н. целого (книжн.). Архитектурный ансамбль. 2. Художественно согласованное, дружное исполнение........
Толковый словарь Ушакова

Ансамбль М. — 1. Художественная согласованность, стройность исполнения драматического, музыкального и т.п. произведения несколькими артистами. // Музыкальное произведение или его........
Толковый словарь Ефремовой

Ансамбль — -я; м. [франц. ensemble].
1. Взаимная согласованность в исполнении несколькими артистами драматического, музыкального и т.п. произведения. Достигнуть ансамбля в игре.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Ансамбль — (франц. ensemble - совокупность - стройное целое),..1) всценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля,подчиненных единому замыслу...2) Группа исполнителей,........

Ансамбль Народного Танца — под руководством И. А. Моисеева - крупнейшийхореографический коллектив, создан в 1937 в Москве; с 1965 академический.Исполняет танцы народов мира.
Большой энциклопедический словарь

Ансамбль Народного Танца Грузии — хореографический коллектив, создан в1945 в Тбилиси Н. Ш. Рамишвили и И. И. Сухишвили; с 1971 академический С1985 художественный руководитель Рамишвили и Т. И. Сухишвили.
Большой энциклопедический словарь

Ансамбль Песни И Пляски — дважды Краснознаменный им. А. В. Александрова -крупнейший армейский художественный коллектив, создан в 1928 в Москве; с1978 академический. Организатор и художественный........
Большой энциклопедический словарь

Берлинер Ансамбль — (Berliner Ensemble) - немецкий драматический театр.Основан в 1949 в Берлине Б. Брехтом и Е. Вейгель как театр антифашистскойи антимилитаристской направленности. Включает в репертуар........
Большой энциклопедический словарь

Милнера-хэбба Клеточный Ансамбль — (Р. М. Milner, совр. амер. физиолог) гипотетическая структура в коре головного мозга, представляющая собой совокупность клеток, связанных в результате обучения и возбуждающихся........
Большой медицинский словарь

Нейронный Ансамбль — совокупность нейронов, составляющих функциональную группу в высших отделах мозга.
Большой медицинский словарь

Камерный Ансамбль — группа исполнителей камерной музыки (трио, квартети др.), выступающая как единый художественный коллектив. 2) Музыкальноепроизведение, написанное для небольшого состава участников.
Большой энциклопедический словарь

Канонический Ансамбль — Гиббса - статистический ансамбль длямакроскопической системы, находящейся в тепловом равновесии с окружающейсредой заданной температуры. Если при этом система обменивается........
Большой энциклопедический словарь

Красноярский Ансамбль Танца Сибири — хореографический ансамбль. Основан в1960. Художественный руководитель - М. С. Годенко (с 1963).
Большой энциклопедический словарь

Мемориальный Ансамбль — архитектурный художественный комплекс,воздвигнутый в честь павших героев, выдающихся деятелей и событий. объединяет в архитектурно организованномпространстве сооружения,........
Большой энциклопедический словарь

Микроканонический Ансамбль — Гиббса - статистический ансамбль длямакроскопической энергетически изолированной системы с постоянным числомчастиц.
Большой энциклопедический словарь

Статистический Ансамбль — совокупность большого числа невзаимодействующиходинаковых физических систем - "копий" данной системы, находящихся водинаковых макроскопических, но разных микроскопических........
Большой энциклопедический словарь

Ансамбль — «Выступает Дважды Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии... Танцевальный ансамбль «Березка»... скрипачей Большого театра...» Такое вы, наверное, слышали........
Музыкальный словарь

Ансамбль — (от франц. ensemble - вместе).
1) Группа исполнителей, выступающих совместно. К А. относят гл. обр. немногочисл. составы, в к-рых каждую партию исполняет один музыкант (т.н.........
Музыкальная энциклопедия

Ансамбль песни и пляски Советской Армии — (Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова) - крупнейший армейский художеств. коллектив Советского........
Музыкальная энциклопедия

Ансамбль советской оперы — (Ансамбль советской оперы Всероссийского театрального общества). Работал в 1934-62 в Москве. Основатели ансамбля - К. М. Попов и Е. Б. Лигин. А. с. о. пропагандировал произв.........
Музыкальная энциклопедия

Камерный ансамбль — 1) Группа артистов, выступающих как единый художеств. коллектив с исполнением камерной музыки. Наибольшим распространением пользуются камерные инстр. ансамбли и в их........
Музыкальная энциклопедия

Краснознамённый имени А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской армии — см. Ансамбль песни и пляски Советской Армии.
Музыкальная энциклопедия

Гиббса Статистический Ансамбль — совокупность большого числа одинаковых статпстич. систем, к-рые характеризуются одними и теми же значениями термодинамич. параметров, но могут находиться в различных........
Математическая энциклопедия

Статистический Ансамбль — - принятое в статистич. физике название фазового пространства (пространства состояний) какой-нибудь физич. системы вместе с нек-рым способом усреднения физич. величин (т.
Математическая энциклопедия

Ми́лнера - Хэ́бба Кле́точный Анса́мбль

Сущность ансамбля в архитектуре

Определение 1

Архитектурным ансамблем называют единство и гармонию пространственного композиционного решения комплекса зданий или сооружений.

Ансамблем может являться как общая композиция мостов или набережных, так и произведений монументального искусства, например, живописи или скульптуры, а также садово-паркового оформления.

Примечательно, что восприятие архитектурного ансамбля напрямую коррелирует со сменой освещения, времени года или присутствием людей. Одной из важнейших деталей архитектурного ансамбля можно назвать ландшафт. Зачастую с использованием рельефа местности можно добиться весьма оригинального эффекта. Например, довольно оригинальным архитектурным ансамблем можно назвать расположение церквей на высоком берегу реки Волги, ведь нередко в архитектурные ансамбли сознательно включают водоемы.

Архитектурный ансамбль возможно сформировать только при условии единого пространственного решения всего комплекса сооружений. Существует ряд архитектурных ансамблей, сформированных одним потоком, по единому плану. Как полная противоположность таким – ансамбли, складывающиеся годами или десятилетиями, при участии разных зодчих и архитекторов различных поколений. В последнем случае сочетание происходит таким образом, что складывающаяся композиция органически дополняется новыми элементами, бережно включающимися в единую концепцию. Наиболее яркими примерами таких архитектурных ансамблей можно назвать площадь святого Марка в Венеции и Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге;

В композицию архитектурного ансамбля часто включаются не только сооружения и элементы ландшафта, но и скульптуры и памятники. Примером таких ансамблей могут послужить:

  • Сенатская площадь, содержащая фигуру Медного всадника, Санкт-Петербург;
  • Исаакиевская площадь с памятником Николаю I в Санкт-Петербурге.

Дворцово-парковый ансамбль

Одним из основных разделов архитектурного ансамбля можно назвать дворцово-парковый ансамбль. В общем виде он представляет собой произведение садово-паркового искусства с элементами архитектуры. Обычно это масштабная архитектурная композиция, включающая переработку естественного рельефа какой-либо загородной резиденции, в которой все детали подчиняются единой концепции. Такое направление в архитектурном ансамбле, разумеется, может включать в себя искусственные или естественные водоемы. Примечательно, что дворцово-парковых ансамблей на сегодняшний день сохранилось мало, они, как правило, являются культурно-историческими или архитектурными памятниками.

Многие известные дворцово-парковые архитектурные ансамбли формировались на протяжении многих десятилетий или даже столетий. В таких композициях участвует несколько поколений архитекторов. В этой связи обычно в архитектуре подобных композиций отчетливо прослеживается влияние различных культурных эпох, архитектурных стилей и школ.

Наиболее известным садово-парковым ансамблем является Версаль во Франции. Подход к композиции ансамбля вызывал множество подражаний при устройстве загородных дворцов многих европейских правителей и стал переломным пунктом в истории садово-паркового искусства.

Этот дворцово-парковый ансамбль является бывшей резиденцией французских правителей в городе Версале. Данный ансамбль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года и стал своеобразным выражением идей абсолютизма. Ансамбль Версаля является крупнейшим в Европе, имеет целостный замысел и аккуратно гармонирует своими архитектурными формами с преобразованным ландшафтом. К концу XVII века Версаль стал образцом для всех парадных резиденций европейских правителей и аристократического слоя, однако прямых подражаний Версалю не наблюдается ни в одном европейском ансамбле.

Рисунок 2. Дворцовая Площадь в Санкт-Петербурге. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Городской ансамбль и природа

На композицию архитектурного ансамбля города существенное влияние может оказывать природные условия. Например, рельеф с преобладанием равнин дает возможность проектировать прямые дороги, проспекты и улицы. В то же время рельеф холмистый, высокий вынуждает проводить криволинейные участки улиц, а также конструировать виадуки и мосты для преодоления низин. Эти аспекты в значительной мере придают ансамблю живописность.

Важным значением в проектировании архитектурной концепции городских территорий является наличие водоемов и их характер. Чем больший размер имеет водоем, тем в большей мере на него будет ориентироваться архитектурный ансамбль: устраиваются набережные, парки и прибрежные скверы. Дома, расположенные в непосредственной близости от воды, обращаются к водоему. В сторону водных объектов раскрываются ансамбли и площади. Именной этой особенности в проектировании ансамблей обязано появление «фасадов городов», которые характеризуются выходом на берега рек или морей.

В строительстве парков, скверов, организации прудов и прочих архитектурных ансамблей отражается связь облика города с природой. В градостроительном проектировании сложились определенные принципы, которые являются основой для складывающихся ансамблей.

В пространственном решении архитектурных ансамблей различают наиболее распространенные построения:

  • глубинно-пространственная перспектива, раскрывающаяся вдоль вытянутой улицы или площади. Такое решение принимается благодаря господствующей композиции главного элемента, либо наоборот, приводить к нему. Возможен альтернативный вариант такой перспективы – всему пространству, принимающему участие в перспективе, присваивается главенствующее значение по отношению к окружающему пространству;
  • замкнутое пространство, ограничиваемое зданиями или массивами зелени. К такому принципу композиции может относиться парковая или городская площадь, а также внутриквартальные пространства.
  • свободное пространство, характеризующееся расположением зданий таким образом, чтобы они образовывали строго определенные линейные границы улицы или площади. В таком случае пространственную среду будет определять элемент, служащий природной границей или сооружения, располагающиеся по периметру.

Уникальные архитектурные ансамбли России.

В каждом уголке мира есть места, которые всегда хочется нам посмотреть, узнать историю и оставить в своей памяти. Предлагаю Вам, посмотреть на уникальные ансамбли архитектуры России, которые всегда нам интересно увидеть.

Ярославль. В центре города сохранилась радиальная планировка, к которой стремилась Екатерина II, проводившая в 1763 году градостроительную реформу в России. Это хорошо видно с высоты звонницы Спасо-Преображенского собора.

Соловецкий монастырь, Архангельская область. Мужской монастырь появился на Соловецких островах в 1430-е годы. С приходом к власти большевиков, он был ликвидирован, а в 1923 году на его территории создан первый в стране лагерь особого назначения, через который прошли сотни тысяч политических заключенных.

Кижи, Карелия. Архитектурный ансамбль Кижского погоста - это две уникальные деревянные церкви и колокольня.

Покрова на Нерли, Владимирская область. Двести с лишним лет назад один из самых красивых храмов Руси

Церковь Вознесения Господня в Коломенском, Москва. Первый каменный шатровый храм в России, возведенный в начале XVI века. Согласно легенде, его выстроили в честь рождения Ивана IV - будущего царя-тирана Ивана Грозного.

Земляные валы и оборонительные рвы вокруг Суздальского Кремля сохранились с XI века!

Самый старый из русских кремлей — Новгородский детинец - впервые упоминается в летописи XI века. Необычная архитектурная деталь детинца — надвратные церкви.

Комплекс зданий и сооружений Казанского Кремля - это сочетание русского и татарского архитектурных стилей. Казань — самый северный островок мусульманской цивилизации и в то же время самая южная точка, где находятся храмы, построенные в традиции псковско-новгородских зодчих.

Троице-Сергиева Лавра, Сергиев Посад. Самый крупный православный мужской монастырь России. В 1380 году здесь получил благословение Дмитрий Донской, отправляясь на Куликовскую битву. Сюда же он вернулся после победы - поминать погибших воинов.

Ферапонтов монастырь известен прежде всего фресками в соборе Рождества Богородицы, которые создал в 1502 году знаменитый представитель московской школы иконописи Дионисий с двумя сыновьями. Они работали над ними 34 дня.

Если у Вас намечается бизнес - встреча, то для этого Вам подойдет Статский Советник Санкт-Петербург . Отель находится в историческом центре города. Посетите сайт: hotel-sovetnik.ru. узнаете подробно об отеле, а также можете забронировать номер on-line. Этот отель точно для Вас.